1. Главная
  2. Новости
  3. Культура
  4. Феномен художника Виталия Воловича

Феномен художника Виталия Воловича

20 августа 2018 года из жизни ушел один из самых известных уральцев – народный художник России Виталий Волович.

Автограф В. Воловича

из личного архива В. Новоселовой

Дело, задуманное и начатое художником к своему 90-летию, завершилось уже без его участия – в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка печатной и оригинальной графики Виталия Воловича. Ретроспективная экспозиция «Рыцарь книги» включает 150 работ, датированных с 1956 по 2018 год. Художник сам отбирал работы и успел написать комментарии к ключевым сериям иллюстраций.

Выбор темы экспозиции был отнюдь не случаен, ведь сам художник не раз признавался в любви к книге, которую пронес через всю жизнь. И именно в книжной и самостоятельной графике он смог выразить то, что волновало его самого. По его собственному признанию жизнь и книга были всегда неразрывно связаны, и сюжеты той и другой постоянно перекликались. Виталий Волович пробовал себя в самых разных техниках – работал тушью, в техниках линогравюры, офорта, литографии, станковой графике. Но во всем мире Виталий Волович известен в первую очередь как художник-график.

Сотрудничать с издательствами он стал с самого начала творческой биографии, иллюстрируя обложки книг Н. Куштум «Сторона моя родная» (1953), Б. Дижур «Раздумья» (1954), М. Пилипенко «Дороги» (1955) и др. Наиболее яркие работы этого периода – иллюстрации к «Кладовой солнца» М. Пришвина, которые одобрил сам писатель. Мировая известность пришла к Виталию Воловичу после Международной выставки книги в Лейпциге в 1965 г., где он получил серебряную медаль за серию иллюстраций к поэме Стивенсона «Вересковый мед». Книжная графика для В. Воловича всегда была больше, чем просто работа, с книгой было связано вся его биография.

Феноменальность творчества Виталия Воловича заключалась в том, что он всегда был на волне времени и, в то же самое время, на своей собственной волне, не изменяя себе. Он проявлял особенности меняющихся эпох в своих работах. Продолжал активно работать и после того, как изменилась система работы с издательствами, издавал собственные книги. И даже после того, как книга начала перекочевывать в виртуальное пространство, его произведения оставались актуальными.

Иллюстрация к поэме Стивенсона "Вересковый мед"

Книжная графика – особый вид изобразительного искусства, который требует от художника не только изображения как такового, но и соавторства с создателем художественного текста. Причем на художнике лежит даже большая ответственность, ведь ему предстоит трактовать первоисточник, раскрывать его смыслы и, возможно, именно графика в немалой степени повлияет на впечатление читателя от книги. Конечно, качественная работа художника не спасет плохой текст, но зато талантливая графика способна усилить эффект от чтения или помочь читателю открыть для себя все грани замысла автора. И здесь очень важна личность иллюстратора, его собственная фантазия, интеллектуальный уровень, глубина восприятия, и умение трактовать текст.

Всеми этими качествами сполна обладал Виталий Михайлович. Известный всему миру художник не делал акцент на своей значимости, был рад общению и гостеприимно показывал свою мастерскую. Человек образованный, но не пытающийся «задавить» этим собеседника, чрезвычайно деликатный в общении, он всегда производил сильное впечатление.

Иллюстрации к "Отелло" У. Шекспира

Мастер с внутренним кодексом, он и автограф создал соответствующий – автопортрет в виде преклонившего колено рыцаря. И, может быть, не случайно, самыми известными его работами стали иллюстрации к литературе Средних веков. Глядя на графические листы можно сразу понять, что художник не просто описывает персонажей, но и сам много размышляет о том, что заложено в тексте – о вечных ценностях, любви, достоинстве, чести. Такие тексты как «Ричард III», «Отелло» или «Орестея» невозможно выразить, не имея целостного авторского прочтения. Каждая графическая серия была результатом не только изобразительной работы, но и работы интеллектуальной. В серии «Отелло» мы видим персонажей, «придавленных» каменными сводами, обрамляющими каждый лист. Это одновременно и декорации, обрамляющие «сцену» жизни, и груз, который лежит на плечах каждого героя: все они с опущенными головами, согнувшимися фигурами, и кажется, что они не смогут разогнуться вечность. Монохромность изображения только усиливает эффект.

Из серии "Цирк"

Настоящее искусство всегда апеллирует к вечности и неизменному в человеческой жизни. В иллюстрациях к средневековой и возрожденческой литературе хорошо считываются образы современной художнику эпохи – вечные темы власти, любви, коварства, преданности и предательства. В центре каждой работы стоит человек. В период, когда нельзя было выставлять такие работы как «Цирк» в качестве самостоятельных листов, книга вновь помогла художнику – серия работ была представлена как иллюстрация к тексту «Цирк Умберто» Э. Басса и прошла цензуру. И вновь интерес художника направлен на то, как человек борется с внешним миром, с теми, кто находится вместе с ним на арене жизни. Аллегорические фигуры считываются очень явно: осел, держащий кнут, и лев, стоящий перед ним на задних лапах; клоун, укрывшийся за ширмой от чудовищных оскалов животных; или многорукий персонаж, играющий на всех музыкальных инструментах одновременно.

Иносказательность, с которой художник подходил к изображению литературных сюжетов, воплощалась в фантастических, но вместе с тем таких реальных характерах персонажей. И средневековый палач выглядел вполне созвучно XX веку. А листы серии «Средневековые мистерии» 1990-х гг. с причудливыми образами, экспрессией и ломаными линиями перекликается с тем, что происходило в постсоветский период.

  Из серии "Старый Екатеринбург". Водонапорная башня

В последние годы Виталий Михайлович много работал над своими собственными книгами, где был автором не только иллюстраций, но и текста. Создал серию работ «Старый Екатеринбург», посвященных городу, где он прожил почти всю жизнь, показав его меняющиеся улочки, исторический центр и окрестности.

В.М. Волович оставил богатое творческое наследие и вписал свое имя в историю искусств как один из самых выдающихся художников-графиков. Его работы хранятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г. Брно, музее современного искусства в Кельне, галереях Екатеринбурга, Саратова, Новосибирска, Перми, в музее И. В. Гете в Веймаре, Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее Санкт-Петербурга и др.; в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и т. д.

В предисловии к книге «Мастерская. Записки художника» Виталий Михайлович Волович написал: «… пока эта жизнь не закончена, не закончена и книга». 20 августа 2018 года художник завершил свой труд.

Иллюстрации: с сайта vol-art.ru