1. Главная
  2. Новости
  3. Культура
  4. Картинки с выставки

Картинки с выставки. Путь к эпохе Эдо

«Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина вновь удивил – нечасто можно увидеть такое количество редчайших произведений японского искусства в одном месте. Гриф произведений говорит об их незаурядности: два из них обладали статусом «Национальное сокровище», шесть – статусом «Особо ценный предмет искусства», и еще девять – статусом «Особо ценный объект культуры» (высочайший уровень).

Большинство работ в России были представлены впервые и находились  в выставочных залах Пушкинского музея до конца октября. Сжатые сроки их экспонирования были продиктованы хрупкостью материалов, из которых изготовлены произведения, а также принятыми в Японии стандартам, согласно которым живопись на бумаге и шелке может экспонироваться не более четырех недель.

Живопись на ширмах, вертикальные и горизонтальные свитки, книжная графика и гравюра – все это многообразие воссоздает мир культуры Японии XVII-XIX веков. Красавицы-куртизанки и бытовые картинки из жизни квартала Ёсивара – единственного лицензированного в Эдо «веселого квартала». Девушки за утренним туалетом и влюбленные под одним зонтом. Целая серия гравюр посвящена актерам театра кабуки. Кого-то художник «застал» в гримерке, кто-то изображен в сценическом образе, кто-то – во время отдыха. Все это были самые востребованные зрителем сюжеты. 

Эдо – целая эпоха в истории Японии, длинною более 265 лет, ознаменованная правлением династии сёгунов Токугава. Столицей сёгуната стала небольшая деревушка Эдо, впоследствии разросшаяся и переименованная в Токио. Эпоха Эдо стала эпохой расцвета городской культуры, ремесел, искусства, литературы.

Сотрудники музея сделали все, чтобы усилить эффект от восприятия непривычного европейскому глазу японского искусства: выставочный зал был превращен  в камерное пространство с приглушенным светом, наполненное натуральными материалами. И этот прием в полной мере воплощает один из важнейших принципов обустройства японского интерьера – функциональность пустого пространства. Минимум деталей – темные деревянные подмостки, канаты, зигзагообразный мост яцухаси, символизирующий непростой путь к познанию истины, – и посетители сразу погружались  в мир, созданный мастерами эпохи Эдо.

Отдельное место в экспозиции занимали роскошные ширмы и перегородки, расписанные цветами, травами, причудливыми деревьями. Каждый из представленных предметов был не просто произведением искусства, а самым непосредственным свидетелем ушедшей эпохи, от которого веяло настоящей историей.

 

Сакаи Хоицу

Сакаи Хоицу. Летние и осенние травы (фрагмент). Пара двухстворчатых ширм. Бумага, краски, сусальное золото. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры

Исикава Тоёнобу

Исикава Тоёнобу. Актеры Оноэ Кикугоро и Саногава Итимацу в обличье нищих монахов комусо. Бумага, ксилография, бэнидзури-э. Токийский национальный музей

Кацугава Сюнсё.

Кацугава Сюнсё. Актер Итикава Дандзюро V в своей гримерной. Бумага, цветная ксиллография. Токийский национальный музей

Тёбунсай Эйси. Игра в волан.

Тёбунсай Эйси. Игра в волан. Вертикальный свиток. Шелк, краски. Государственный музей Востока

Китагава Сосицу. Цветы (фрагмент)

Китагава Сосицу. Цветы (фрагмент). Парные шестистворчатые ширмы. Бумага, краски. Токийский национальный музей