Танцы как призвание Бориса Рябинина
Борис Рябинин —резидент и художественный руководитель танцевального центра “PROтанцы” в Екатеринбурге.
Борис Рябинин: Хочешь стать крутым, надо пахать!
Когда будничная рутина затягивает и истощает, а вам нужно найти вдохновение и то новое и необычное, от чего можно зарядиться энергией и двигаться дальше в своих устремлениях, не теряйте времени, идите на классы Бориса Рябинина. На его занятиях вы не только зарядитесь мощной энергетикой, протанцуете накопившиеся в душе эмоции, а почувствуете себя обновленным и готовым жить и творить. Быть тем, кем вы должны быть!
Борис, назови мне свои главные танцевальные достижения и награды.
В настоящий момент я являюсь резидентом и художественным руководителем танцевального центра «PROТАНЦЫ» в Екатеринбурге, а также создателем /хореографом команды танцоров «Out frame force».
Пока главные мои награды это I место в проекте «Танцы улиц» с командой «Out frame force» (г. Тюмень, 2017 г), в феврале 2018 года вошел в ТОП-10 шоу лучших хореографов страны «Russia Respect Showcase “Club Edition” 2018» (г. Москва).
Как ты пришел в танцы? С чего начался твой большой танцевальный путь?
До того, как я полностью погрузился в танцы, занимался абсолютно всякими видами деятельности: пел, рисовал, занимался в кружках, а в третьем классе 3 месяца даже посещал бальные танцы.
Однажды в ТЦ «Гринвич» мама увидела рекламу с приглашением в танцевальную студию. Я подумал: «Почему бы и не попробовать?» Мой первый педагог — Руслан Живокорянцев — и зажег во мне танцевальный огонь. С тех пор танцы зацепили меня и не отпускают. Через 5 лет занятий я сам начал преподавать.
Какие направления ты преподаешь?
Здесь нужно разделить то, что я преподаю, и то, что изучаю как профессионал. Если говорить о первом, то я обучаю хип-хопу. В этом стиле нет рамок, потому что, при желании, можно смешивать разные стили и добавлять чуточку (иногда и не чуточку) собственного его понимания. Так рождается, условно говоря, авторская хореография, в которой хореограф показывает зрителям свое видение музыкальной композиции. Тому пример — хореограф Keone Madrid и команда Kinjaz, которые создают уникальные авторские номера.
Что касается изучаемого, то мне, как и любому танцору, чтобы реализовать в танце что-то новое, необходимо постоянно развиваться, находиться в постоянном творческом поиске. Поэтому я стараюсь увидеть много новых проектов различных артистов, танцующих в разных направлениях, это и интересно, и вдохновляет на новую работу.
Что мотивирует тебя в танцах? И откуда берешь вдохновение для создания номеров?
Мотивация — это не про нас. Мы — фанатики, творческие люди, мы уже не думаем о мотивации, она стала частью нашего творческого я, без танцев уже не представляешь свою жизнь, и бесконечно нравится делать то, чем мы занимаемся, пока позволяет двигаться наше тело.
28-35 лет — пик активности танцора. Успевайте!
Вдохновение мы черпаем отовсюду:
- из только что прослушанной музыки,
- от недавно посещенного места,
- благодаря созданию комфортной атмосферы вокруг себя (например, какой-нибудь особый зал с интересным освещением),
- из жизненных неурядиц,
- от встретившихся в разных контекстах людей.
Люди вокруг нас — это мощный толчок вдохновения, ведь это:
- эмоции, которые мы испытываем от общения,
- мысли, которые возникают при взгляде на кого-то,
- энергетика, исходящая от того, кто находится рядом с нами,
- ситуации, связанные с тем или иным человеком.
Все это может как вдохновить, так и разбить, такова жизнь... Лично для меня таким источником вдохновения является @nastya_malenkih. Одно слово: «лёгкость»
Творить с этим человеком — значит всегда быть на позитиве, даже если оба уставшие и выжатые! Сколько хореографий мы придумали вместе! На сколько ещё мы вдохновили друг друга, иногда даже одним словом, одним раздувом или одним треком, которые, кстати, мы постоянно друг другу подкидываем. Ищите вдохновение друг в друге и никогда не бойтесь делиться им с окружающими!
— Блин, что-то не прет совсем...
— А давай мы придумаем друг другу позировки, с которых начнём наши новые хоряги??
И понеслась…
Словом, вдохновение можно черпать всюду. Такие хореографии цепляют людей, так как они созвучны их настроению. Люди улавливают настроение трека и протанцовывают его. В результате им становится легче, они испытывают катарсис. Надо уметь отключаться от внешнего мира, переживать звучащую музыку.
Очень много танцоров вокруг. Какие качества делают их лучшими?
Нужно помнить, что всегда найдется танцор, который танцует лучше тебя. Сложно говорить в общих чертах о качествах лучших хореографов, так как каждый из них идет по своему пути. Критерии «хорошести» танцоров:
- танцор/исполнитель,
- постановщик,
- хореограф,
- педагог-тренер,
- те, кто способны совместить все эти три пункта в себе (таких единицы).
Но топовым стать реально возможно. Для этого важное качество — постоянно работать над собой, своим телом, техникой. И развиваться, развиваться, добиваться, чтобы тебя заметили.
А какие качества делают их востребованными?
Если говорить о востребованности на классах, то здесь важно:
- уметь преподносить информацию танцующим (владеть педагогическим мастерством),
- создать цепляющую хореографию с характерной, отличающей от других танцоров, авторской манерой, стилем и пониманием музыкальности.
Кто такой педагог в твоем понимании, и какими качествами он должен обладать?
Довольно часто сталкиваюсь с таким мнением: «Я уже достаточно крут для того, чтобы начать преподавать». Давайте разберемся, кто такой педагог, и какими качествами он должен обладать.
Это не просто танцор, который прекрасно владеет своим телом. И не просто хореограф, который может придумать крутую связку.
В первую очередь, это человек, который может НАУЧИТЬ других двигаться так же и даже лучше, чем он сам. Правильно донести информацию, тактично указать на ошибки и подсказать способы их исправить!
Хорошего педагога отличает способность разглядеть в ученике потенциал и максимально раскрыть его, зажечь!
Педагог должен сам пройти тот путь, который предстоит его ученикам! Какой смысл учиться водить машину у того, кто ездил разве что по автодрому или у себя во дворе?
Постоянный поиск новой актуальной информации и саморазвитие неизбежны, если вы хотите, чтобы ученики росли в нужном направлении и были «в теме»!
И самое главное, отличный педагог — это психолог, наделённый жизненным опытом.
Он знает, как найти индивидуальный подход к каждому ученику, помочь ему разобраться с его психологическим барьером и преодолеть себя. Сплотить коллектив, мотивировать его к развитию и поддержке друг друга. И да, воспитать большую личность! Объяснить особенности танцевальной культуры, нормы поведения в зале и на сцене, и ещё очень много всего.
Педагог — это тот же родитель, он также, как и они, видит в детях только самое лучшее.
Поэтому прежде, чем вступить на это поприще, подумайте, что вы сможете дать своим ученикам, помимо классных треков и связок, прежде, чем начать преподавать.
Научиться танцевать можно в любом возрасте?
Здесь необходимо понимать, для чего вы хотите научиться танцевать? Если для собственного удовольствия, то в любом возрасте. Если для того, чтобы стать топовым и построить танцевальную карьеру, то начинать надо с детства.
Как происходит процесс придумывания хореографии?
У каждого хореографа этот процесс протекает по-своему. Расскажу на своем примере:
- сначала выбираю трек,
- внимательно и вдумчиво прослушиваю,
- затем прогоняю первые 10 секунд,
- продумываю музыкальные акценты
- импровизирую выбранные 10 секунд, с вариациями
- анализирую, корректирую.
Иногда трек настолько ударяет, что хореография создается за 15 минут, бывает, на его создание может уйти гораздо больше времени.
Как развиваться хореографу, чтобы раскрыть весь свой потенциал?
Отчасти я уже говорил про это, сейчас резюмирую:
- посещать различные мастер-классы и интенсивы (и не только по своему направлению),
- расширять базу, которая живет в голове и теле,
- практиковать разные танцевальные направления,
- работать над собственной манерой, стилем и подачей материала,
- учиться полезным качествам у других хореографов (перенимать полезный опыт),
- не всегда делать только так, как привык. Хореограф должен находиться в поиске чего-то нового (если хочешь достичь уровня, нужно покопаться в себе, в треке),
- не повторять движения из номера в номер,
- использовать нетрадиционный подход к музыкальности: выбирать оригинальные подходы, треки. Тогда хореография зазвучит по-другому.
Насколько важно сегодня, чтобы хореограф имел стаж и профобразование?
Здесь следует оговориться. Если ты постановщик, то без знания основ режиссерского искусства не обойтись, а, значит, профобразование необходимо.
Хореографам оно не сильно важно, если у них есть врожденное умение делать только красиво. В таком случае обучаться можно:
- по чужим видео,
- на мастер-классах других хореографов с опытом,
- на оценке чужих номеров.
Если профобразования хореограф может не иметь, то стаж ему необходим. Стаж — накопленный опыт, знания, понимание специфики танцевальной сферы.
Каким образом начать обучение с новичком?
Самое первое, что необходимо сделать хореографу на первом занятии, — помочь новичку загореться танцами, зацепить его, помочь с мотивацией. Только после этого можно осваивать с ним танцевальное мастерство. Если хочешь стать крутым танцором, для этого надо много «пахать». Танцы — это долгий и кропотливый путь: построения схемы занятий, овладения базой, хореографией и импровизацией, а также чувством ритма в музыке.
Почему при одинаковой базе и технике аудитория предпочитает одного хореографа, а другого игнорит?
Это зависит от манеры преподавания (однообразные и предсказуемые, скучные занятия или такие, на которых не знаешь, чего ожидать, яркие и интересные), а также от энергетики (кто-то безлико дает ученикам материал, а кто-то использует весь свой эмоциональный арсенал, чтобы занятие прошло на мощной волне).
Как вы готовитесь к выступлениям?
Здесь выступления следует разделить на коммерческие и некоммерческие (командные и личные).
Для подготовки к командным выступлениям:
- сначала выбираем тематику (что мы хотим показать и донести зрителям, определяемся с общей концепцией номера).
- затем ищем подходящий нам трек.
- придумываем хореографию и структуру номера, расставляем в нем акценты.
- шлифуем технику до умопомрачения.
- подводим итоги. Здесь каждый хореограф делает по-своему. Например, я уделяю внимание общему настрою команды, напоминаю ей о том, для чего мы все это сделали, что сейчас мы должны донести до зрителя, как лучше это сделать. Для этого снова рассказываю им идею постановки, понимание концепции номера и чего я от них жду на выходе.
За 15 минут до выступления мы еще раз прогоняем танец. Ложимся на пол. Я выключаю свет, включаю подходящий под настроение номера трек и прошу ребят прочувствовать и впитать эту атмосферу, настроение, голос. Нужные эмоции и понимание создаю подходящей энергетикой, чтобы у команды сложилась единая и правильная установка, о чем и для чего они должны выйти на сцену.
За 1-2 дня до соревнований мы устраиваем «официальный прогон» перед нашими друзьями и знакомыми, это помогает снять нервозность и получить нужный заряд эмоций.