Директор медиацентра УрФУ Алексей Фаюстов о медиа-амбициях крупнейшего вуза Урала, цене слова и журналистах будущего
Алексей Фаюстов
Заместитель проректора по информационной политике, директор медиацентра Уральского федерального университета, ведущий информационной программы «Главные новости Екатеринбурга» на 41 канале, лауреат конкурса «ТЭФИ-Регион», член Академии Российского телевидения, руководитель образовательной программы «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» факультета журналистики УрФУ
Возьмем простой психологический тест. На листе рисуют окружность и просят поставить точку в любое место, кроме самой линии. И 99 % людей ставят эту точку внутри окружности. Хотя ограничений-то не было. Я всегда говорю своим студентам: «Выходите за линию окружности. Профессиональная, человеческая, гражданская позиции - чем разностороннее взгляд на ситуацию, тем больше жизненного опыта она вам добавляет»
От УрГУ к УрФУ
Отправной точкой моего сотрудничества с университетом стало рьяное желание студента познавать, покорять, исследовать и учиться технологиям. Поэтому в 1997 году, еще не окончив учебу, я вместе с командой студентов занялся возрождением студенческого телевидения в родном отделе технических средств обучения факультета журналистики УрГУ. Потом пошел работать на телевидение и достаточно быстро был назначен шеф-редактором новостей 41-го канала.
Продолжить работу на факультете меня побудил меркантильный вопрос подбора кадров. Екатеринбург часто называют телевизионной столицей России, и в начале 2000-х между телеканалами существовала жесточайшая конкуренция. Мне хотелось иметь доступ к банку лучших студентов, и я его получил.
Со временем мое отношение к преподаванию изменилось. Я начал задумываться о том, кто придет заниматься журналистикой после нас, остро почувствовал потребность передавать свой опыт. За десять лет руководства службой информации на 41-м я понял, что знаю о телевизионных новостях и региональном телевидении если не все, то почти все. Параллельно, в 2010 году, в результате слияния двух сильнейших вузов – УГТУ-УПИ и УрГУ – возник Уральский федеральный университет, и в 2011-м я принял предложение возглавить его пиар-блок, стать директором медиацентра.
30 тысяч упоминаний в год
Глобальная цель нашей команды – стать лидерами в информационной политике среди ведущих университетов России. И нам уже есть, чем гордиться. Благодаря активной работе всех подразделений проректора по информационной политике сегодня УрФУ занимает четвертое место в рейтинге Интерфакса по показателю «Бренд». Мы достаточно быстро перебрались с двадцатых позиций в десятку самых-самых и уверенно наращиваем объемы.
Конкретно медиацентр сегодня развивает несколько направлений:
- работа со СМИ Екатеринбурга, УрФО, России, стран Ближнего зарубежья;
- портал университета;
- социальные сети;
- пресс-центр;
- корпоративная газета;
- телевидение (в том числе Youtube-канал и трансляция всех мероприятий УрФУ).
Наши главные целевые аудитории – это абитуриенты и студенты. Самый востребованный канал общения с ними, конечно, социальные сети. У нас более 70 тысяч подписчиков в разных пабликах и группах, и эта цифра постоянно растет.
Если же говорить о продвижении на внешних рынках, то здесь один из ключевых показателей – это количество публикаций в СМИ разного уровня с упоминанием УрФУ. Речь идет и об инициированных нами материалах, и о публикациях, возникших благодаря налаженной работе медиацентра по генерации информационных поводов, интересных не только в Екатеринбурге, но и в регионах УрФО (все-таки мы федеральный университет), а также на федеральном уровне и в странах Ближнего зарубежья. Результат пиар-кампании УрФУ в 2017 году – 33 964 публикации с упоминаний университета в СМИ.
Комплексный взгляд
В прошлом году на факультете журналистики мы открыли новое направление подготовки «Медиакоммуникации».
Ключевое требование к современному медийщику, на мой взгляд, это умение смотреть на факты комплексно. Рынку требуются универсалы, способные на основе одного информационного повода подготовить и релиз, и заметку, и посты в разные социальные сети, и визуальный контент, и звуковой ряд, и видеостендап. Также любой медийщик отчасти пиарщик и рекламщик. А когда он еще и умеет снимать кино! Я недооценивал то, что современная молодежь буквально болеет «фабрикой грёз». Поэтому когда они сняли свои первые короткометражки под руководством преподавателя курса «Основы драматургии» Александра Мартиросова, я понял, что надо добавлять в учебный план предметы по этому направлению. Кстати, навыки сценариста, режиссера нужны при организации крупного события – event-индустрия (так развитая в нашем городе) сегодня тоже нуждается в качественно подготовленных кадрах.
По тем тенденциям, которые мы видим сегодня, мне кажется, что в скором времени СМИ будут представлять собой крупные медиахабы, использующие все каналы передачи информации. Будущее профессии – за комплексными жанрами, форматами, и наша задача подготовить к этому будущему новое поколение медийщиков.
Ребят, я универсал!
Проблема высшей школы сегодня в том, что она учит профессии долго и часто не интересно. А для нашей прикладной профессии предлагаемые знания часто академичны. Поэтому задачи современного преподавателя, с одной стороны, представить студентам полную палитру мнений, источников, определений, а с другой – научить их действовать в производственной ситуации, справляться с проблемой в реальной жизни.
В этой практической составляющей - одна из фишек образовательной программы «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии». Это в бакалавриате. В магистратуре, там где учатся уже ребята постарше, мы взяли немного другой уклон и готовим специалистов по программе «Проектирование и сопровождение медиапроцессов». Я к учебе по большей части привлекаю преподавателей из числа практиков, свожу до минимума часы академических лекций и стремлюсь заменить классические учебные проекты производственными, реальными, обнародовать и публиковать их результаты. У самих ребят такие вещи сначала вызывают панику. Это же все увидят! Ну, например, в рамках курса материал первокурсника выходит на информационном портале E1.RU – это же мечта для студента. Но он понимает, что это не «учебная газета», это реальная жизнь, так, как на работе. Именно так и формируется осознание ответственности. Одно дело написать реферат, который ляжет в преподавательский стол, другое – создать нечто, что увидит целевая аудитория. Здесь главными оценщиками становятся читатели, слушатели, зрители.
Через практические проекты студенты раскрывают свой потенциал и учатся понимать аудиторию и себя. За четыре года обучения ребята могут попробовать себя в разных сферах, открыться с неожиданной стороны. Сейчас все они заявляют с порога: «Мы хотим работать в соцсетях!». Но потом, когда у них прошел предмет «Основы телевидения и видеотехники» или «Медиапроизводство и управление контентом», когда они влюбились в кинематограф и сняли свои первые короткометражки, когда они вместе со школьниками сделали реальный event-проект «Магический звонок» с одной из гимназий Екатеринбурга, тогда у них расправляются крылья. Они понимают, что чем больше в запасе инструментов и компетенций, тем свободнее и спокойнее они распахнут двери любого СМИ, пресс-службы, рекламного, PR- или event-агентства и скажут: «Ребят, я универсал!».
Цена слова
Предмет, который я веду уже много лет на журфаке, «Профессиональная этика журналиста» все больше нуждается в переоценке. Я близок к тому, чтобы переименовать его в другой курс под названием «Цена слова». Еще есть важный аспект, который заставляет меня ввести курс с условным названием «Философия ошибки». Это очень остро ощущается сегодня в нашей профессии сегодня. Как правило, многие осечки медийщиков серьезно ударяют по людям, компаниям. Одна неверно указанная цифра, одна несогласованная цитата могут обрушить репутацию, благосостояние структуры и даже сломать чью-то жизнь.
Неумение спрогнозировать последствия своего материала - это частая проблема, особенно, для молодого журналиста. Поэтому я всегда призываю студентов к двум вещам. Первая - тщательно проверять факты, а вторая - поставить себя на место героя публикации и подумать, как бы ты отреагировал, если бы о тебе так написали, сказали.
Что касается цены слова, то никогда не забуду ситуацию, когда один грузинский телеканал восемь минут рассказывал в эфире, что российские войска перешли границу и идут в наступление. О том, что это всего лишь журналистский эксперимент, было сказано в самом конце. В этот период фиксировался рост обращений в скорую помощь. Одна женщина, если верить СМИ, умерла от сердечного приступа: ее сын в это время служил в армии, и информация о так называемой начавшейся войне ее убила.
Показательной лично для меня стала ситуация, когда мы выдали в эфир непроверенную информацию об обрушении блюхеровского моста, ведущего в Березовский. Выпуск шел уже пять минут, когда мы увидели в чате одного из информационных агентств этот вброс. Мы, конечно, тут же отправили к мосту бригаду, звонили в мэрию, МЧС, МВД, но секунды тикали, и нам очень хотелось быть первыми. И, не дождавшись подтверждения хотя бы в одном из источников, мы выдали информацию в эфир с ремаркой «по непроверенным данным». Что тут началось! Шквал звонков, буря негодования горожан, чиновников! В результате я разошелся во мнении с теми коллегами, кто считал, что ничего страшного не произошло, ведь была же оговорка про непроверенную информацию. А мне о сих пор стыдно за этот поступок.
Как получить признание
Нехватка журналистов-самородков, людей, умеющих нестандартно и креативно мыслить, будет всегда. Означает ли приход молодого человека на журфак то, что из него можно воспитать Соловьева, Малахова или Познера? Я не зря упомянул эти имена – последние исследования социологических служб показывают нам лидеров общественного мнения, самых популярных журналистов.
По опыту, студентов можно разделить на три группы. Первым достаточно встать, пройтись, сесть, начать что-то говорить, и ты понимаешь, что их место на телевидении. Вторых не видно и не слышно, но когда ты просишь написать тексты, то получаешь от них настоящие шедевры. Это «писатели» в журналистике. И третья группа, к сожалению, самая многочисленная – это все остальные. Они пришли в университет отсидеться.
А что делать, если…?
Сложность и прелесть нашей профессии в том, что в конце учебника вы не найдете раздела с правильными ответами «А что делать, если…?». Каждый случай уникален.
Каким бы независимым и свободолюбивым вы не были, приходя в редакцию, попадая в коллектив, вы никуда не денетесь от необходимости соблюдать нормы служебной этики, устав редакции, договор с учредителем.
По определению, вы не можете ослушаться руководства, не выполнить приказ, но никто не отнимет у вас право отстаивать свою точку зрения. Я уверен, если родители воспитали в человеке убеждение, что врать нехорошо, он и в профессии будет следовать этому. Но! Если вдруг на пути встречается такой фактор смущения, как деньги, то это может серьезно сбить ориентиры.
Жизнь часто корректирует отношение к служебным нормам. Я как преподаватель считаю своим долгом представить всю палитру вариантов поведения в той или иной производственной ситуации, а вот как человек поведет себя – предсказать сложно. Мы все уникальны.
И еще. Как бы ни менялись требования к навыкам журналиста и технологии его работы, настоящего профессионала формируют качества, актуальные на любом этапе технического прогресса. Эти качества не имеют временной привязки, на мой взгляд. Среди них стрессоустойчивость, умение анализировать, рассуждать здраво и прогнозировать последствия. Обязательное условие – умение работать с рисками. И есть такое хорошее слово – адекватность. Вот этого часто не хватает в современных медийщиках.