1. Главная
  2. Новости
  3. Персоны
  4. Сергей Айнутдинов—режиссёр, художник, человек-оркестр

Сергей Айнутдинов—режиссёр, художник, человек-оркестр

Сергей Сагитович Айнутдинов - график, российский режиссёр, сценарист и художник анимационного кино. Заслуженный художник Российской Федерации. Член-корреспондент Российской академии художеств. В 1976 г. - окончил Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова. В 1978 г.- факультет общественных профессий (ФОП)  по специализации «Искусствоведение». В 1989 г.- отделение режиссуры анимационного кино Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская Э.Назарова, Ю.Норштейна). С 1989 г. - трудился на Свердловской киностудии художником-постановщиком, режиссёром. Председатель Правления Свердловского регионального отделения Союза художников России. Член Союза кинематографистов России. Участник более 200 международных художественных выставок. Обладатель более 50 международных наград. Работы художника находятся в собраниях СХ СССР и РСФСР, в коллекциях государственных музеев России, в музеях и частных коллекциях ряда зарубежных стран. Автор фильмов, тяготеющих к философской тематике, гротеску и парадоксу.  Он считает, что «хорошо смеётся тот, кто смеётся последним, а последними смеются те, кто туго соображают».

Фильмография

Режиссёр

  • 1989 «ФРУ-89. Жертва» (Союзмультфильм)
  • 1990, 1992, 1995 Трилогия «Абман зрения» («Аменция» (Св. киностудия) ,Аутизм» (Св. киностудия) , «Айнудизм» (Св. киностудия)
  • 1993 «Белка… и Стрелка» (Св. киностудия)
  • 1994 «Иван и Митрофан в засаде» (студия «Аргус», г. Москва)
  • 1998 «Шуточный танец» (Св. киностудия)
  • 1998 «Слава» (Св. киностудия)
  • 2001 «Записки аниматора» (Св. киностудия)
  • 2002 «Шаг в сторону» (Св. киностудия)
  • 2007 «Ну вот ещё!» (серия «Гора самоцветов» студия «Пилот»,
  • г. Москва)
  • 2008 «Находчивый уралец» (студия «Аттракцион», г. Екатеринбург)
  • 2008 «Чудо-пояс» (студия «Аттракцион», г. Екатеринбург)
  • 2009 «Лягушка и муравьи» (серия «Гора самоцветов»  студия «Пилот», г. Москва)
  • 2009 «Кто в доме главный» (студия «Снега», г. Екатеринбург)
  • 2010 «Три желания» (студия «Снега», г. Екатеринбург)
  • 2020 «Валенки Бажова» (студия анимации ИКЦ, г. Первоуральск)
  • 2021 «Про щелпов»  (студия анимации ИКЦ, г. Первоуральск)

Сергей Сагитович, у вас за плечами годы напряжённой творческой работы. Практически всю свою жизнь вы рисуете картины, создаёте мультипликационные фильмы. Кем вы себя ощущаете больше: режиссёром или художником?

Когда меня спрашивают, кем я работаю и чем занимаюсь, то я всегда отшучиваюсь, отвечаю, что дел очень много. В последние годы я руковожу Свердловским региональным отделением Союза художников России, занимаюсь станковой графикой, снимаю мультипликационные фильмы. Это и большая административная, творческая нагрузка, и ответственность, прежде всего, перед собой.


Сергей Айнутдинов в Союзе художников России

Я рад, что за долгие годы  не потерял азарт в работе, и  ещё есть желание многое сделать. Графика позволяет мне чувствовать себя художником, органично встраивается в процесс создания фильмов, без чего я тоже не представляю свою жизнь.  Я более 20 лет трудился на Свердловской киностудии, но после её многократной реорганизации снимать кино там стало невозможно. В 2018 году по инициативе Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в Первоуральске, в Инновационном культурном центре, была создана студия анимации, благодаря чему я вернулся в кинематограф и снял  несколько фильмов.

Вы мечтали  стать художником? Можете рассказать, когда возникло это увлечение?

На этот вопрос сейчас лучше всего ответили бы  мои родители. Это они в детстве разглядели во мне какие-то способности, поддержали моё стремление рисовать. Я сейчас не помню, чтобы  сидел, корпел, много  рисовал и говорил, что хочу стать  художником.  Из того времени запомнилось, как  родители  отвели меня в Дом пионеров Кировского района, где была изостудия, и я стал в ней заниматься.

Сергей Айнутдинов на Международном фестивале анимации

 

Это произошло в каком возрасте?

Примерно в 10 лет.            

А родители у вас кто по профессии?

Мои родители не были  связаны с творческими профессиями. Отец был  профессиональный военный, а мама  медицинский работник. Люди старшего поколения ещё помнят, что в Советском  Союзе была создана эффективная  система социальных лифтов. Особенно это касалось детей. Тогда поддерживали тех, кто мог продемонстрировать  какие-то творческие  способности.  Так произошло и со мной. Занимаясь в изостудии,  я стал участником городской выставки детского творчества,  которая проходила  во  Дворце пионеров, расположенном в   усадьбе Расторгуевых-Харитоновых на Вознесенской горке.  

На своей первой выставке мне  присудили какой-то приз.  Отец со мной пришёл на награждение и этот день стал для меня очень важным, однако значение этого события  мне открылось  лет через  50 лет. Когда мы с отцом шли домой из Дворца пионеров, рядом с нами шёл председатель жюри, который награждал юных художников. Мне тогда от волнения услышалось, что это знаменитый художник Константин Юон, имя которого тогда было у всех на слуху. Однако, как выяснилось позднее, мы шли с  художником  Давидом Марковичем  Иониным. Но я это понял и вспомнил  уже при других обстоятельствах.   

Константи́н Фёдорович Юо́н  (12 [24] октября 1875,  — 11 апреля 1958),  — русский и советский художник-живописец, мастер пейзажа, сценограф, теоретик искусства, педагог, профессор.

Отец  спросил его:   «А что нам дальше делать с увлечением сына?» И  мэтр  посоветовал ему отправить меня учиться в Детскую художественную школу (ДХШ № 1, ныне им. П. П. Чистякова), куда меня приняли сразу во второй класс. Там моим учителем был Виктор Васильевич Пьянков, настоятельно рекомендовавший мне поступать в Свердловское художественное училище.

В 2016 году, в Доме художника, когда я уже был Председателем, мы  стали готовить  выставку  к 100-летию  Д.М. Ионина, возглавлявшего  Свердловскую организацию  Союза художников около 20 лет. Именно тогда  меня озарило, что в далёкие 1960-е годы меня награждал именно Давид Маркович и его рекомендации определили мой дальнейший жизненный путь. Это удивительное совпадение, которое иногда случается в жизни.  Сейчас, когда я  представляю Союз художников на детских конкурсах и выставках,  понимаю, что вручение награды может повлиять на профессиональное определение конкретного ребёнка.

Получается, что зигзаги судьбы вас крепко связали  с изобразительным искусством, а вы  стараетесь делать  мультипликационные фильмы?

Дело в том, что я всю свою сознательную жизнь старался отойти от рисования  и заниматься только кино, но потом снова, не по моей воле, жизнь делала оборот  и я возвращался  к работе, связанной с рисованием. Вот я и вами познакомился тоже благодаря рисованию, когда выполнял  заказ на создание заставок для телевизионного канала.  


 Сергей Айнутдинов за раскадровкой мультфильма в новой студии, в Первоуральске

 

А по какой причине вы после окончания  художественной школы  не стали учиться дальше  в художественном училище?


В детстве я не видел себя художником и после окончания Средней общеобразовательной школы № 37 я поступил в Уральский  политехнический институт им. С.М. Кирова. Мне повезло, что в УПИ, в 1972 г.,  впервые в СССР создали студенческое телевидение на базе Отдела технических средств обучения. Туда объявили набор для тех, кто хочет как-то участвовать в процессе создания учебных программ и фильмов. Меня на студию позвал студенческий приятель, а поскольку я умел рисовать, то уговорили  делать телевизионные заставки. Это было очень увлекательно, но без художественной базы это было бы невозможно. Однако после окончания института я стал работать инженером на Заводе тяжёлого машиностроения им. Я М. Свердлова.

Если однажды получилось  проявить себя как художник, то дальше жизнь будет предлагать новые варианты реализации этих  способностей. Но  чтобы развиваться,  нужно  проявлять инициативу.  В студии мы делали учебные программы, заставки и даже мультфильмы. Участвовали в конкурсах, получали какие-то награды. Именно тогда меня заметили  и пригласили работать в Свердловский комитет по телерадиовещанию. Но чтобы перейти на новую работу, мне нужно было принять очень важное решение — уволиться с  завода,  при этом я уже работал над диссертацией.  

Диссертация уже  была написана или только планировалась?  

Нет, к счастью, я только начал над ней работать. Но документы в аспирантуру были поданы,  тема утверждена. Я погрузился в раздумья, какое-то время был в сомнениях, но потом меня стали ещё больше уговаривать и я итоге согласился. Как сейчас помню, я ушёл переводом  с должности старшего инженера завода на должность художника-мультипликатора государственного телевидения, кстати, с понижением зарплаты вдвое.

Вы уже женаты были? А  мама с папой благословили,  не пытались отговорить от этого шага? 

Тогда я ещё был человек свободный.  Родители не пытались меня отговаривать,  хотя смотрели на это с неодобрением.  И я их понимаю. Для них моя работа на заводе инженером была более понятной, ведь в нашей семье и окружении не было людей, имеющих отношение к творческой деятельности.   

И тем не менее вы свой выбор сделали. Сложно было входить в новый коллектив, заниматься уже профессионально оформлением телевизионных программ?

А вы знаете, в какой-то степени мне тогда снова  повезло. Потому что до прихода на телевидение я уже имел опыт съёмки любительского кино на 16-миллиметровую камеру и плёнку. Да и на 35 мм мы тоже уже снимали в институте. По факту я эту работу хорошо знал и многое умел. Года через два до меня дошло, что если я и дальше буду заниматься только этой работой, то никогда смогу снимать кино самостоятельно. Я уволился с канала и вернулся в Отдел технических средств обучения в Уральский политехнический институт. К тому времени я уже активно занимался иронической графикой, печатался в газетах и журналах.

 

После работы на государственном  телевидении это был шаг вперёд или назад?  

Мне было важно, что в УПИ есть  профессиональное оборудование, на котором можно  делать своё кино. И это перевешивало все другие резоны.  Тем более, работой в институте  нас загружали умеренно, мы делали для студентов  учебные фильмы с  анимацией и иллюстрациями. Например,  сняли  фильм «Создание   прибавочной стоимости при капитализме».    

Актуальная тема и для нашего времени. Мне кажется, что  и сейчас было бы интересно посмотреть этот фильм.  Вы занимались только фильмами или были другие творческие проекты?

Нет, были и другие  проекты.  В УПИ за организацию студенческой жизни тогда отвечал Олег Рибрин, в будущем проректор и доктор наук.  Был такой момент, когда там, по какой-то причине, прекратился выпуск комсомольской сатирической стенгазеты и мы с коллегами решили  её возобновить. Когда вышел первый номер, мы повесили её  на стену. Это стало событием дня, если не месяца. Сразу появилось много читателей. Все материалы были написаны с иронией,  при этом мы ни с кем ничего не согласовали. Номер провисел не больше часа.  Кто-то газету снял и отнёс в партком. Меня тут же  вызвали  на ковёр. Спрашивают, а не вы ли автор этого выпуска? Я уже начал думать, что нарвался на большие  неприятности. Но, к моей радости, там сказали, что газету перед размещением всегда нужно сначала показывать руководству ВУЗа,  на этом история закончилась.

Для того чтобы  к нам не было больше  вопросов по газете, мы стали на первой полосе,  в качестве эпиграфа, размещать  цитаты Леонида Ильича Брежнева (Генерального секретаря КПСС, руководителя СССР), в которых он рекомендовал народу бороться с недостатками социалистической системы. Это были мысли  в стиле того, что нужно всем  бороться за всё хорошее против всего плохого. А для победы лучшего над худшим писали заметки, в которых были указаны уже наши ироничные рекомендации достижения цели. После этого нашу  газету больше ни разу  не снимали.

Получается, комсомольская стенгазета  помогала   инженерам порвать связь с  физикой и влиться в ряды  лириков?  

Не могу сказать про всех инженеров, но для меня работа в студии и в газете уж точно помогла завершить этот переход.  В УПИ в те годы была очень насыщенная творческая жизнь. Однажды Олег Рибрин предложил мне организовать  Всероссийский  конкурс вузовской карикатуры.  К моему удивлению, эта идея многим понравилась,  на конкурс  студенты и преподаватели прислали очень много своих  рисунков.

Я тоже стал участником этого конкурса. Когда Олег увидел мои рисунки, то предложил  мне отнести их   в городские газеты: «Чего они будут лежать у тебя без дела. А так хоть там тебе деньги заплатят!». В тот момент  идея о продаже своих рисунков  заставила  меня серьёзно задуматься о будущем. Ведь одно  дело рисовать для себя, а другое – продавать их. Я над этим вопросом  долго размышлял.

Вы опасались,  что кто-то скажет про них, что это плохо нарисовано, что нам они не нужны,  а  вы в эти рисунки свою душу  вложили?

Наверное, да. Я же не ради денег рисовал тогда, чтобы потом прийти и выслушивать замечания. Но потом, как говорят, звёзды сошлись,  и я пошёл с ними, но  не в газету, а в литературный журнал «Урал». Там тогда работал завотделом юмора Феликс Иванович Вибе, замечательный был человек! Он посмотрел мои рисунки, очень доброжелательно со мной поговорил и сказал, что некоторые ему подходят для журнала. И через полгода они были опубликованы.

С другими работами  он  посоветовал пойти в газеты «Уральский рабочий» и на «На  смену». После его слов  я, окрылённый, полетел туда, но, к удивлению, меня там жёстко приземлили, типа,  зачем ты пришёл, нам рисунки не подходят. Но всё же  несколько  работ они взяли, однако  от такого общения у меня  надолго остался неприятный осадок. Я тогда  понял -  чтобы заниматься изошутками, успешно публиковаться, надо искать другие  издания.  

 

Вы стали публиковаться как автор рисунков в ведущих  уральских СМИ? А история с работой на студии закончилась?  

Нет, не закончилась. Я продолжал там работать,  параллельно много рисовал, иногда публиковался. Я в тот период увлёкся книжной и станковой графикой, включая ироническую графику.


Графический лист «Выбор», офорт

 

У нас в стране была своя школа советской карикатуры. Вы на каких мастеров ориентировались в тот период?

В  журнале  «Крокодил» была потрясающая команда художников высшего уровня: Виталий Горяев, Евгений Шукаев, Евгений Гуров, Виктор Чижиков и другие.  В  «Литературной  газете»,  в журнале «Химия и жизнь» публиковались многие художники- графики:  Сергей Тюнин,  Михаил Златковский,  Игорь Смирнов, Гариф Басыров. Они организовали  выставку карикатуры 1 апреля  1978 года в Московском горкоме графиков.  А мы провели в том же году, в рамках фестиваля «Весна УПИ», подобную выставку.  Тогда рисованный юмор любили  и он рождался повсеместно.

Когда вы поняли, что вас  заметили, стали заказывать работы?  

Это началось примерно с 1980 года. Сейчас уже не вспомню, но может,  из газеты «На смену» мне позвонили и заказали карикатуру. К тому времени я уже был автором множества рисунков, рассылал на различные конкурсы. Постепенно я вошёл в круг профессиональных художников, связанных с иронической графикой.   

Справа налево художники: Сергей Айнутдинов, Сергей Тюнин, Игорь Смирнов, Борис Эренбург, Игорь Макаров

 

Можете привести примеры таких работ, которые, по вашему мнению, можно назвать  событием для  того времени?  

Например, тогда была очень популярная в конце 1970-х гг. карикатура «Памятник» Миши Златковского. На ней постамент памятника, рядом лестница, женщина (жена) с ребёнком, она прощается с мужем, который собирается подниматься по лестнице на  постамент.  

 

Я правильно понял, что карикатура о том, что если решил подниматься  наверх  по карьерной лестнице до высоты памятника,  то возникает риск «забронзоветь»,  а после  прощай семья, жена и дети?

Это скорее одна из возможных интерпретаций этой карикатуры. Но она отражает правду  жизни, что часто человек,  занимающий карьерой,   отходит от семьи, что-то находит, но и что-то теряет, или про то, что  путь наверх часто непредсказуем и может стать для наших близких большой  проблемой. В то время эта работа  много  призов собрала,  потому что её идея была понятна  абсолютно всем. В такой подаче не было политической сатиры, но в рисунке была тема, затрагивающая чувства многих людей.  

Итак,  вы стали предлагать свои работы в Москве. На вас обратили внимание коллеги по цеху?

Безусловно. Меня заметили.  И в 1986 году из Союза художников СССР пришло приглашение на первый двухмесячный заезд для молодых художников, который прошёл на Творческой даче «Челюскинская»,  оснащённой  всем необходимым оборудованием для создания печатной графики (офорт, литография и т.д.). Такие мероприятия проводились,  чтобы художники имели возможность творческого общения и оттачивания профессионального мастерства.


 На творческой Даче «Челюскинская» художники: С.Айнутдинов, А. Сергеев, В. Богорад 

 

В мастерских у меня была возможность делать офорты, литографию, линогравюры. Учёба на даче позволила мне улучшить техническое мастерство. Именно после «Челюскинской»   дачи я  стал серьёзно  заниматься печатной графикой.

Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), устаревшее название: аквафорт (итал. acquaforte) — разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати.

 И всё-таки как получилось, что, делая карьеру успешного  художника,  вы попали в  киноиндустрию?

Да можно сказать, что всё было вопреки, почти случайно получилось. А вот как раз это и произошло после заезда  на творческую дачу. Я вернулся  в Свердловск,  а в это время объявили набор на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Это была вторая попытка. Моё приглашение на экзамены и  документы потерялись по дороге в Москву. Больше всего расстроило,  что  в  пакет с документами я вложил очень много своих работ. Сейчас было бы крайне интересно посмотреть на них.

Получается, что в  1987 году вы уехали в Москву учиться на высшие курсы кинематографистов? Сколько лет надо было учиться?  

Два года. Тогда на  курсы от киностудии поехало  шесть человек. Среди других соискателей  были будущий режиссёр, получивший Оскар за мультфильм «Старик и море» Александр Петров, а также Алексей Харитиди, который за  мультфильм «Гагарин», получил «Канскую ветвь». Кстати, Алексея тогда не приняли на отделение мультипликации. Удивительно. 

Сложно было поступить на эти курсы?

Признаюсь честно, да. Экзамены всегда испытание на стрессоустойчивость.  Кроме традиционных заданий, было много психологических экспериментов, тестов, которые проверяли нашу готовность к сложной профессии режиссёра и художника  анимационного кино. К тому же экзамены принимали великие мастера: Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Гарри Бардин, Андрей Хржановский, Валерий Угаров.  Все мэтры анимационного Олимпа. В итоге я поступил.

Вы бы расстроились, если б ваша попытка попасть на курсы закончилась неудачно?   

Наверное, да. Но это были бы не такие сильные  переживания. Я поехал на экзамены без фатального страха, что у меня вообще  ничего не получится. К тому моменту я уже серьёзно занимался графикой, выиграл ряд конкурсов, получил призы, была уже некоторая известность,  понимание того, чем я буду заниматься в будущем.

Вы уже женаты были к тому времени?

К тому времени, да.

А супруга как восприняла ваше стремление вверх по карьерной лестнице? Как путь  наверх  в карикатуре «Памятник»?

Нет с пониманием, даже  благословила. Ну, с её стороны отпустить меня было реальным  подвигом на самом деле. Потому что у нас тогда были маленькие дети. Это было трудное  испытание для нашей семьи.

Насколько я знаю, во время учёбы  все будущие режиссёры и сценаристы должны  постоянно снимать  свои фильмы? Что вы  сделали  во время  учёбы?  

Да, постоянно нужно было  сдавать курсовые работы, делать  фильмы, которые нужно было снять, сдать мастерам и получить за них оценку.  Одну из курсовых мы делали втроём: я, Володя Омельчук из Киева и  Валера Курту из Молдавии. Руководителем был Фёдор Савельевич Хитрук.  Мне тогда при монтаже очень пригодился опыт работы в студии УПИ с плёнкой 35 мм. И вот когда приступили к монтажу, то Хитрук посмотрел на нас и говорит:  «У вас, конечно, всё может  получиться, но только неправильно.  И стал рассказывать, как лучше сделать. Но мы всё равно  сделали по-своему.  


Мультипликаторы Валерий Курту, Александр Петров, Сергей Айнутдинов

 

И что,  Хитрук оказался прав?

Мы тогда, как он, работать  не умели.  Что для него было просто, то для нас было ещё сложно. Он по-другому видел кино. Умел  монтажно работать. Не делал лишних кадров, от которых потом нужно избавляться. Такой профессионализм  появляется со временем, после того, когда уже сделал много фильмов.  Мы только учились красиво и лаконично рассказывать истории в  картинках.  Потом Хитрук дал нам рекомендацию  в  «Союзмультфильм». И  мы там  выпустили, как я считаю,  первый советский эротический мультфильм «Фру-89».

А какая была идея  у «Фру-89»?  

Да хотели просто пошутить на тему о роли секса в жизни человека.

Фильм вышел в  1989 году?  

Да, это был 1989-й год. Можно сказать, что наша команда открыла новую эру в освещении подобной тематики. До этого в «Союзмультфильме» такого никто не делал. Там на студии, тогда редактором работала  Раиса Фричинская, женщина замечательная. Мы с ней долго согласовывали название мультфильма. Она никак не соглашалась наш вариант -  «Фрустрация». Потом пришли к компромиссному решению и сошлись на  «Фру-89». Про мультфильм  даже  рассказали в программе «Кинопанорама».

Откуда появилась идея такого фильма?

Фильм придумали после занятий на курсах по психологии. После них родилась идея  сделать   мультфильм о влиянии секса на людей, что многие о нём и дома, и на работе думают, пребывают в состоянии фрустрации, то  есть в состоянии подавленного желания.

Фрустра́ция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

 

Как вы думаете, этот фильм ещё не потерял актуальность?

 А что изменилось с того времени? Время идёт, а желания людей не меняются.

Вам было тяжело или легко  учиться на курсах?  Как вы оцениваете сейчас тот период жизни?

Когда ты молод и энергичен,  всё воспринимается и  получается  легко. 

А после окончания этих курсов как стала развиваться ваша карьера?

Я вернулся на Свердловскую киностудию.

Чем там пришлось  заняться после завершения обучения?   

Свой второй фильм я снял  на Свердловской киностудии, поработав до этого  художником-постановщиком  на мультфильме «Сничи» с Алексеем Караевым. Второй фильм - это «Аменция», вторая часть трилогии «Абман зрения».

Эскиз к философской трилогии для взрослых «Абман Зрения»  

Сколько у вас фильмов сделано с 1989 года?

Довольно много. Вышло в прокат более 20 мультипликационных фильмов. 

Как вы думаете, чего пока  не хватает российской киноиндустрии, чтобы отечественных фильмов было больше? 

Я на примере Свердловской  киностудии могу сказать, что в своё время на ней снимались десятки фильмов: делали и  игровое,  и научно-популярное, и анимационное, и документальное кино. Потом всё стало умирать. Сейчас быстрому росту числа картин мешает отсутствие достаточного количества специалистов,  их не хватает. Было время, когда почти исчезло среднее и  низшее звено, а те, кто приходит на эти позиции сейчас,  пока только набираются опыта.


Кадр из мультфильма «Кто в доме главный» 

 

Более того, в советское время, например, выпускник ВГИКа,  получив специальность, трудился в стране, создавал нужное людям кино, а сейчас всё изменилось. Режиссёр или артист может уехать туда, где ему интересней или больше платят. Поэтому у нас  в стране ещё долго  будет  нехватка ценных кадров. Потенциал киноиндустрии восстанавливается медленно, не как хотелось бы.  Но я очень надеюсь, что мы сможем увидеть ещё  очень много российских интересных фильмов.


Кадр из фильма «Три желания»

 

А вам самому не хотелось уехать работать за границу?

 Да. Был такой момент, мне предлагали в своё время уехать в  Великобританию, чтобы у них и для них делать мультфильмы. Я отказался от предложения,  прикинул, что в России я занимаюсь творчеством, своим любимым делом, а там нужно будет начинать всё с нуля.  Сложный вопрос. Но раз этого не случилось, значит, и не могло произойти.   

Расскажите о новой киностудии, которая появилась  в Первоуральске? Почему она работает  не в Екатеринбурге, в городе-спутнике?

Несколько лет назад в России был запущен проект по  созданию сети культурных центров нового формата, которые должны были появиться не в городах-миллионниках,  а таких, как, например,  Первоуральск. Там было построено большое, очень  красивое и современное  здание, которое в народе назвали шайбой, потому что оно и по архитектуре выглядит как шайба, которая стоит как бы на ребре. И когда такой центр был почти  построен, возникла идея о создания в нем  студии анимационного кино.  Министр культуры Свердловской области на тот момент  Павел Владимирович Креков предложил поучаствовать в реализации этой идеи.

Это государственное или частное предприятие?

По правовому статусу это ГАУК ( Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области)  «Инновационный культурный центр». Его возглавляет генеральный директор Николай Михайлов.

Получается, что вам удалось реанимировать часть кинопроцессов, которые были утрачены  на  Свердловской киностудии?

В принципе, да. По техническому оснащению наша студия опережает подобные во многих регионах  России. Только представьте! У нас есть компьютерное оборудование, обеспечивающее захват движений, которыми  человек управляет через датчики, студия звукозаписи, позволяющая создавать высококлассное звуковое оформление и многое другое.


Плакат к фильму про щелпов

 

Сколько фильмов на ней удалось уже сделать?  

За последние несколько лет на студии мы сделали порядка пяти анимационных фильмов, отмеченных призами всероссийских фестивалей. Также выпустили и несколько документальных лент, которые  тоже  отмечены наградами.  Сейчас в работе ещё два фильма. Скоро должны запустить  в прокат 10-минутный мультфильм «Пуговица».

Сколько времени нужно для того, чтобы  сделать 10-минутный  мультфильм?  

Порядка одного года.

На 10 минут материала уходит  год жизни?

Да. Примерно так. На больших студиях работают сотни художников,  если не сказать,  тысячи.  А мы пока можем себе позволить  привлечь человек 15.

А ваша студия специализируется на фильмах,  рисованных вручную, или в  компьютерной программе?   

У  нас в основном рисованные фильмы, но сейчас они все обрабатываются через компьютерные программы.  Мы умеем делать и перекладочное кино, например, картина  «Валенки Бажова», и  3 D-анимацию. 


Кадр из мультфильма «Валенки» 

 

Какими качествами характера должен обладать  современный мультипликатор?

Прежде всего, он должен обладать  безумным терпением, усидчивостью, без этого просто невозможно работать. Затем  пытливостью  ума, желанием постоянно развиваться. Это особенно важно, так как приходится использовать компьютерные технологии,  а там часто меняется софт.

Вы бы сейчас посоветовали сейчас молодым людям заниматься мультипликацией?

Я думаю, что да.  Кто освоит это направление, тот никогда не останется без работы.  Потому что с приходом в жизнь интернета в мире исчезли границы. Знание языка позволяет выйти на нужный сайт и получить заказ. А потом можно дальше развиваться, стать режиссёром, сценаристом, делать фильмы  и выкладывать  их в сеть, пусть зрители тебя оценивают.  

Вы любите пересматривать свои фильмы?  

Нет. Меня расстраивает, что в каких-то моментах можно было сделать интересней, лучше. Понятно, что зритель не догадывается о моих переживаниях. Но я это знаю и расстраиваюсь. Хотя зритель смотрит и  любит мои работы, миллионные просмотры в Интернете это доказывают.

Назовите свой любимый мультфильм, который вас  вдохновил?  

У меня много  любимых мультфильмов, но  если говорить о картине, которая меня удивила и вдохновляет, то всем рекомендую посмотреть «Танго»  Збигнева Рыбчинского». Для меня этот фильм безупречен. Шедевр на все времена.  

В своё время мне довелось беседовать на разные темы с моим учителем Юрием Борисовичем Норштейном. Он сказал когда-то сакраментальную фразу о том, как нужно делать настоящее кино. Я её теперь люблю пересказывать своим ученикам. «Самое простое, - сказал тогда Норштейн,  -  это у зрителя  вызвать слезу. Для этого можно взять человека и бросить его  под поезд. Люди расстроятся, будут плакать. Но это ещё не искусство. Вот вы попробуйте вызвать у людей  слёзы, не бросая человека под поезд.  Создайте такие образы, которые вызовут у них  состояние грусти или пережитой трагедии. Чтобы их зацепило по-настоящему, хотя вы вроде бы  ничего особенного и не показали в   кадре».


Юрий Норштейн и Сергей Айнутдинов

 

Вот таким произведением, в котором это было воплощено идеально,  стал мультфильм «Ёжик в тумане». Когда его смотришь, то в нём каждый кадр волнует, держит в напряжении, передаёт сложность и неоднозначность нашего мира, показывает через развитие героя  - Ёжика -   трудный поиск смысла жизни. Это глубокое метафорическое кино, в котором идейный замысел выражен совершенной изобразительной формой Франчески Ярбусовой. Когда я поступал на ВКСР, писал рецензию именно на «Ёжика в тумане», не подозревая, что анализирую работу моего будущего мастера.  

Итак, давайте вернёмся в мир изобразительного искусства, к художникам? Понятно, что они сами находят идеи и  темы для создания своих картин? Мне кажется, что сейчас в изобразительном искусстве стало излишне много абстрактного. У вас нет опасения, что однажды мы потеряем не менее востребованное направление, которое называется  реализмом?

Я не имею ничего против абстрактных приёмов  передачи изобразительных идей, но мне бы хотелось, чтобы и  жанровые картины, например, на историческую тему, тоже создавались и  находили своих поклонников. Раньше художников поддерживали через социальный заказ. Их картины передают дух эпохи, да и по прошествии времени они вызывают гордость. Смотришь на них и видишь руку большого мастера. Мне неважно, как теперь  оцениваются  исторические персоны, например,  Владимир Ленин. Я  смотрю, как было сделано  полотно в целом. История не должна прерываться, но следует учитывать все достижения предшественников, включая реализм.

Реали́зм — эстетическая и художественная позиция, согласно которой задача искусства состоит в том, чтобы как можно точнее и объективнее изображать действительность.

Получается,  что художник должен передавать своё видение изображения, а будущие хранители не должны им давать политические оценки?  

Именно так. Потому у нас уже были времена,  когда портреты царей и вождей признавали ненужными и прятали в запасниках, потому что их считали угнетателями народа. Я за то, чтобы развивались  разные стили. Но при этом часто сам провоцирую наших художников на  создание именно  жанровой живописи. Я им  говорю: «Ну, вы хоть одну картину напишите для истории, а лучше сразу  несколько.  

Для истории Свердловской области и Екатеринбурга?  

Вот художник Александр Ремезов сделал большой цикл работ про железные караваны, отразил события,  которые у нас в области  происходили 200 лет  назад. Уверен, потом по его картинам будут формироваться взгляды других поколений жителей Свердловской области.  

Как вы оцениваете уровень наших местных мастеров?

Очень высоко. В подтверждении этих слов скажу, что недавно  приезжали коллеги  из Москвы вместе с председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком. Мы собрали комиссию для отбора работ свердловских художников на  Всероссийскую выставку в Москву. Они тогда отсмотрели очень много произведений, многие из них войдут в экспозицию в Новой  Третьяковке.

Сколько сейчас у вас художников состоит в Союзе?

У нас 270 человек. Довольно большая организация. Но её численность не надо сравнивать с  Москвой и Питером. В столицах  всего больше, чем в провинции.    

Вы довольны своей творческой судьбой? Или есть ощущение, что что-то  не успели  сделать?

Я об этом никогда не задумывался. Что значит— не доделал, не успел? Надо успевать! Всё лучшее всегда  впереди. К счастью, у меня много творческих планов.


    Эскиз персонажа «Красавица» 

 

Чего вы не любите в людях?

В первую очередь хамства. А ещё не могу находиться рядом с теми, кто пытается обмануть, извлечь выгоду.

А вам самому приходилось кому-нибудь говорить неправду?

Обманывать не приходилось, а вот недоговаривать правду иногда приходилось, но ради дела. Мне как руководителю часто приходится согласовывать позиции, учитывать интересы разных людей.

И последний вопрос. Творческим людям часто  успех тяжело достаётся? Что вы можете им посоветовать?


Во-первых, никогда не нужно унывать, потому что  легко и  быстро ничего не делается. Нужно быть упорными и двигаться в выбранном направлении. Во-вторых, важно уметь прислушиваться к мнениям своих коллег или недоброжелателей, уметь делать  правильные выводы. Настоящими художниками должны  двигать собственные представления и идеи, которые многим могут не  нравиться, но именно они нас вдохновляют и заставляют стремиться к успеху.  
Надо верить в себя, любить свою работу, уметь отстаивать своё мнение, стремиться искать соратников. Надо чувствовать, когда судьба предоставляет тебе шанс и использовать его. 

 

 Эскиз персонажей «Кукурузинка и кот» 

Я абсолютно уверен в том, что по смыслу мои работы  опередили своё время, а значит, у меня есть повод говорить про  своё творчество такую мотивирующую фразу, что либо жизнь в нашей стране однажды  изменится, либо я стану гениальным. А раз жизнь не изменилась, то, значит, я по-прежнему гений (это шутка, конечно).

Понятно, что время рассудит и расставит всё на свои места. От количества наград произведение лучше не становится.  В одном я уверен на 100 процентов, что хорошее кино и талантливых художников никогда не забудут. И ради этого стоит жить и работать.     

 

 Сергей Алимов, Екатерина Гаврилова, Сергей Айнутдинов, Ольга Прошкина на Ганиной Яме