Анна Кирьянова «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты»
Уральский психолог, философ, писательница, вошедшая в топ-лист самых известных блогеров России, в конце января выпустит новую книгу под вкусным и интригующим названием «Ведерко мороженого». Каждая ее книга — бестселлер, который учит понимать простоту жизни. Все, что нужно для счастья, это улавливать жизненные подсказки, позитивно смотреть на мир и постоянно развиваться. Об этом справедливо напоминает и латинский афоризм «в знании — сила». Мы встретились с Анной Валентиновной и побеседовали о книгах, творческих замыслах, затронули вопросы образования и общества.
Анна Валентиновна, у вас очень легкие и интересные книги, увлекательные, жизненные и интригующие посты в соцсетях, язык живой и яркий, метафоры — уместны и колоритны. Откуда вы черпаете сюжеты и идеи для своих книг и постов? Как вам удалось создать такой неповторимый авторский язык?
— Идеи и сюжеты для книг и социальных сетей я черпаю из жизни, тем более, что почти уже 30 лет, в силу своей профессии, работаю с людьми, а также при изучении тех или иных философских и исторических документальных источников.
Цель психологии — улучшить жизнь человека, высшая цель философии и психологии вместе взятых не бесплодные мудрствования, а умение применять полученные знания в жизни.
Человек испытывает потребность, чтобы ему облегчили жизнь, проанализировали и разъяснили его проблемы, эмоции, чувства, посоветовали, как поступить в той или иной ситуации, помогли что-то исправить. Именно поэтому мои художественные книги написаны живым и понятным языком и обладают философским и психологическим подтекстом, чтобы легко и ненавязчиво помочь человеку разобраться в сложной жизненной ситуации.
Письменная речь дает человеку огромную возможность подумать над каждым словом, что я и делаю. А в процессе устной речи мы зачастую не успеваем осознать то, что срывается с нашего языка. И сегодня очень мало людей, которые следят за красотой и культурой устной и письменной речи.
И общаться со средствами массовой информации тоже не надо забывать
Например, долгое время в стране была популярна моя передача «Про жизнь», несмотря на свою узкую направленность — психология, отношения, люди. А все потому, что привлекала людей прекрасной профессиональной академической речью ее ведущих и гостей, что так редко встретишь сегодня. Ведь большинство психологов и философов, к сожалению, регулярно употребляют слова-паразиты, экают, неверно конструируют фразы. Примерно так же дела обстоят с людьми и в обыденной жизни. Сегодня мало кто следит за своей речью.
Сегодня мало кто следит за своей речью. А ведь это необходимый инструмент воздействия на мир, на себя и другого человека
А ведь речь — необходимый инструмент воздействия на мир, на себя и другого человека, поскольку человек — это вторая сигнальная система, являющаяся главным раздражителем и императивом. Только тот человек может быть настоящим специалистом, который обладает грамотной развитой речью.
Только тот человек может быть настоящим специалистом, который обладает грамотной развитой речью
Хотите узнать о человеке, какой он специалист, зайдите на его страницу в любой социальной сети. Скажем, решили обратиться за психологической консультацией, изучили профиль психолога во «Вконтакте» и увидели краденые тексты, нецензурную лексику, безграмотно написанные посты (с очевидными грамматическими, пунктуационными, стилистическими, морфологическими, логическими или фактологическими ошибками) и прочее. Не пропадет ли у вас желание обращаться к нему за помощью, если этот человек позиционирует себя как специалист по человеческим душам?
Я ничего не имею против опечаток и незначительных пунктуационных ошибок — никто из нас от них не застрахован. Но тотальная безграмотность волнует.
И поэтому, когда человек не может преуспеть в своей профессии и винит в своих бедствиях окружающих, ему можно посоветовать внимательнее приглядеться к своим страницам в соцсетях. Кто отреагирует на его призывы воспользоваться услугами, если у людей при виде его профиля возникают сомнения в его профессиональной компетентности?
Не забывайте следить и за устной речью. Если человек выражается путанно и непонятно, то же самое происходит у него и в голове, ведь устная речь почти полностью идентична мыслительному процессу. Устной речью человек выдает себя мгновенно.
Что делать, чтобы поправить устную речь?
— Красивая и правильная устная речь — результат работы над интеллектуальным уровнем. Повышайте образовательные и культурные составляющие, развивайтесь, читайте полезные книги, общайтесь с людьми, которые выше вас по интеллектуальному уровню. Со временем вы заметите в себе приятные перемены. Но самое важное внутри вас — это ваш внутренний стимул, который непрерывно двигает вас вперед на пути к изменениям.
Вокруг — слишком много хаоса, поэтому людям стало трудно выражать свои мысли. У них нет жизненного плана. Им трудно планировать и отделять важное от неважного
Вернемся к соцсетям. Я заглядывала на ваши странички в соцсетях, вы аккуратно и регулярно их ведете. Думаю, что, читая ваши посты, в ваших компетенциях никто не засомневается.
— Действительно. И я очень довольна, что благодаря появлению интернета, мои книги стали широко издаваться и распространяться, поскольку ранее возникали проблемы со взаимопониманием и родом моих занятий. Люди не знали, чем я занимаюсь, что хочу им сказать, какие интересы я представляю, какую позицию хочу до них донести — все это 5-10-минутные телепередачи не могли передать моей аудитории. Интернет решил проблему взаимопонимания. И сегодня поделиться интересной информацией стало просто — достаточно сформулировать ее и опубликовать на своей странице. Сейчас взаимопонимание найдено, простор для творчества открыт. Я думаю, что соцсети тем и полезны, в первую очередь, что легко можно увидеть, кто и чего стоит, что заслуживает и на что способен, и позволяет решить, стоит ли подписаться и поддерживать отношения с человеком, читать его тексты или лучше забанить и проигнорировать.
Вы помните об ответственности за свои книги? Поклонники творчества Леонида Андреева после прочтения его книг массово кончали жизнь самоубийством…
— Это не ответственность за книги, скорее, это взаимосвязь книги и ее создателя, демонстрация его внутреннего мира — мыслей, образов, в целом, картины мира. Моя картина мира не ужасная — в текстах нет ни злобы, ни страха, ни ненависти.
Книги показывают человека таким, какой он есть. И это не они влияют на его судьбу, а он видит себя настоящим. И, соответственно, нужно писать такие книги, которые не станут психологическими микробами для общества, как выразился психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, академик Владимир Бехтерев.
Книга не должна причинять человеку страдания, наоборот, она должна поддерживать его, бодрить, помогать добиться в жизни каких-то результатов, преодолеть трудности, словом, содержать в себе позитивную составляющую
В детстве я очень любила читать и перечитывать книги Майна Рида, Жюля Верна, Роберта Стивенсона — замечательные произведения, в которых добро побеждает зло, герои энергичны, а события — захватывающие и увлекательные. Есть еще множество позитивных книг, которые советую прочесть, я назвала лишь троих авторов в качестве примера. Несмотря на то, что в мире хватает и ужасного, и мрачного, я не призываю читать только книги о хорошем, знакомьтесь с разными произведениями разных авторов.
Так, я уже много лет изучаю документальную литературу о блокадном Ленинграде. Это, конечно, нельзя назвать легким и приятным чтением, но о том, что пережили люди того времени, надо знать и помнить. В частности, меня интересует психология человека, погруженного в экстремальные обстоятельства. Книга Сергея Ярова «Нравственность и мораль в блокадном Ленинграде» написана простым языком на основе показаний очевидцев и рассказывает о том, что даже в жутких условиях люди остаются людьми с сердцем и душой.
Анна Валентиновна изучает документальные источники о блокадном Ленинграде
В общем, на меня его книги произвели большое впечатление, советую прочитать.
Как вы считаете, в екатеринбургском обществе что-то поменялось за последние 5-10 лет?
— Я думаю, да. Как сказал Воланд, люди остались прежними, они такие же добрые, только квартирный вопрос их испортил. В общем и целом, ничего не меняется, кроме стабильно ухудшающегося уровня образования. Этот процесс будет продолжаться дальше. Особенно он заметен в гуманитарных науках.
Существует проблема передачи навыков из поколения в поколение
В 1992 году я окончила философский факультет УрГУ. Все мои однокурсники и я, в том числе, понимаем друг друга, так как принадлежим к общей картине мира. И таких, как мы, с каждым годом становится все меньше и меньше. И это не может не тяготить.
Сегодня, зачастую, непросто коммуницировать с людьми. Повальная безграмотность. Как разговаривать с человеком об экзистенциализме, который даже не знает этого понятия? Как говорить о мифологемах с человеком, который не понимает, о чем идет речь? Вопрос понимания стал очень острым.
Например, Фрейд брал человека к себе на лечение только после структурной и обстоятельной с ним беседы о музыке, композиторах, мифологических образах и подобном. Зачем он это делал? Чтобы убедиться, есть ли у него общие с пациентом поле и язык, образование, взаимопонимание. Словом, проверял его интеллектуальный уровень.
Мои книги написаны простым и доступным языком для разновозрастной публики, но часто люди не понимают простейший текст, смысл, сюжет. Они не улавливают смысл даже в поучительных рассказах Льва Толстого для детей. А кто-то их и вовсе не читал. А люди моего возраста знают эти рассказы с 3 лет. Это как азбука, база, которую нельзя не знать.
Анна Валентиновна со своей новой книгой
Поэтому между людьми разных поколений стало возникать недопонимание. Общество разделилось на интеллектуалов (беседующих о Сартре, Хайдеггере и пишущих учебники по психологии/философии, в которых все непонятно и никак не приближено к реальным условиям жизни) и людей, общающихся статусами «Вконтакте».
Поэтому философам и психологам важно не только получать знания самим, но и уметь доступно передать их остальным, ведь задача философа, прежде всего, просветительская. Подобным занимался Лев Толстой, когда писал свои поучительные рассказы для детей.
Сейчас на философский факультет выпускники не очень-то идут. И в целом, существует мнение, что философское образование мало применимо на трудовом рынке.
— Философского образования сегодня практически нет, потому что философия — наука сложная, преподается в вузах на совершенно недоступном для понимания языке. Во всем мире диплом философского факультета очень ценится и, имея его, можно запросто устроить свою жизнь.
На мой взгляд, причина, почему в России философское образование находится на низком уровне, заключается в том, что дисциплина отдалена от реальности. И преподавать ее на факультете нужно таким образом, чтобы полученные знания и навыки были полезны в реальной жизни. Выпускник философского факультета должен выходить с профессией.
Например, он будет заниматься философским консультированием, где затрагиваются вопросы судьбы, любви, смысла жизни, предчувствий — то есть такие глобальные вещи, которые интересуют всех. Ведь, на самом деле, человека волнуют не деятельность коры головного мозга, условные и безусловные рефлексы, его заботят простые, но очень важные понятия любви, смысла жизни, души и так далее.
Резюмирую. Сегодня то, что преподают на философском факультете, далеко от реальной жизни. Все забыли о том, что философия была создана для облегчения жизни людей, а не для упоения мудростями, софистикой и прочими философскими дефинициями. Римляне говорили, что сначала надо научиться жить, и только потом — философствовать. Не наоборот. Пора приблизить философию к реальности.
Как вернуть философии практический оттенок?
— Делать то, что делаю я на своих страницах в социальных сетях — писать короткие и понятные эссе на интересующие людей глобальные темы. Мои эссе — это философские зарисовки, в которые вплетены психология, литература и философия.
И только тогда, когда философ начнет излагать простые и непростые истины доступным для понимания языком, тогда он станет нужен обществу, тогда появится в нем потребность. И пока этого нет, кризис философии у нас будет продолжаться.
Кризис философского факультета — отсутствие практических навыков
Наш город растет и развивается. А что, на ваш взгляд, происходит в сознании общества? Влияют ли на него кризис, нестабильная мировая обстановка, рост цен?
— Конечно, влияют, но не настолько, чтобы опустить руки. Все течет, все меняется. Нашему поколению есть, с чем сравнить, поэтому мы непременно отталкиваемся от личного опыта, непосредственно нами пережитого. Так, в примерно с 1989 по 1993 годы на магазинных полках не было сахара и хлеба, и чтобы их купить, выстаивали огромные очереди, а зарплаты платили нерегулярно.Детям середины 90-х повезло больше — продукты стали доступны. Сегодня действительно подскочили цены на товары и коммуналку, но мы живем, справляемся. Пока терпимо, особенно тем, кто уже имеет достаточную закалку. А недовольные будут в любые времена.
Сейчас заметнее стало расслоение общества на имущих и неимущих. Коррупция в стране присутствует. Люди прекрасно видят ее, замечают, что высокопоставленные чиновники живут хорошо, но нечестно. И пока все живут так себе, но при этом, одинаково, — жизнь терпима. А когда живут плохо все и только немногие избранные — хорошо, то в людях рождаются агрессия и раздражение. Психологически это пережить сложно. С этого начинались все революции. Народные массы нищали, аристократия сосредоточивала в своих руках все народные сокровища, и все это в один прекрасный момент взрывалось…
Люди проще переносят трудные для всех времена, чем элемент разделения
Старо, как мир, не правда ли?
Расскажите, пожалуйста, какие книги ожидать вашей аудитории в ближайшее время?
— В январе издательство «ЭКСМО» опубликует мою новую книгу психологических эссе «Ведерко мороженого». Согласитесь, неожиданное название книги по психологии, правда?
Как я уже говорила, я стараюсь писать общедоступным и понятным языком для разных категорий и возрастов людей. Каждый в моих эссе найдет что-то полезное для себя.
Я пишу эссе небольшого объема, чтобы людям было комфортно читать и усваивать написанное. Формат «Войны и мира» сегодня не работает — предложения на полторы страницы с обилием архаических выражений трудно воспринимать, да и само восприятие текстов тоже успело со временем измениться.
Сверхзадача моих книг — распространять знания, обращаясь не столько к интеллекту человека, сколько к его душе, вызывать соответствующие эмоции, отклик на написанное. Потому что главная задача психолога, философа — это просвещение, распространение знаний.