Композитор Александр Пантыкин
В январе этого года «дедушке уральского рока» (как его все с удовольствием величают) Александру Пантыкину исполнилось 60 лет. Отметить его он решил большим юбилейным концертом в Свердловской государственной филармонии 25 ноября.
Мероприятие собрало большое количество поклонников его творчества и желающих лично поздравить Александра Александровича с круглой датой.
Многие знают его, как лидера уральской рок-группы «Урфин Джюс», кто-то помнит его по сотрудничеству с «Наутилусом Пoмпилиусом», кому-то он стал близок в качестве композитора Свердловской государственной филармонии, для кого-то он стал особенным благодаря появлению созданного им жанра lightоперы, а малышам — по его активному участию в работе «Живого театра», который он создал. Александр Пантыкин — феномен в уральской культуре, который своим творчеством и профессионализмом вносит нотки новизны в колоритное пространство Урала, делая его самобытнее и ярче. Кто же такой сегодня Александр Пантыкин, мы побеседовали об этом с ним самим.
Мы встретились с Александром Александровичем в фойе служебного входа в Театр музыкальной комедии за час до начала Международного форума музыкального театра «От практики — к совершенству» (26–30 ноября). Композитор добродушно улыбнулся мне и предложил побеседовать в одном из многочисленных коридоров театрального закулисья. Пока мы искали уютное тихое местечко для разговора, моего героя беспрестанно обнимали, целовали, поздравляли попадающиеся нам навстречу и обгоняющие люди: артисты, музыканты, критики и другие деятели театрально-музыкальной жизни города.
В тот вечер в театре было особенно людно, ведь ожидался второй день театрального форума. В одном из коридоров нам попался четко вышагивающий на каблуках похожий на Кобзона артист, мимо пробежал Джек Воробей без бороды, макияжа и костюма, пролетела тростиночка в белых балетках и такой же ночной сорочке. Все они на ходу пробовали голоса, распевались, видимо, готовились к предстоящему выступлению. Всюду чувствовалась атмосфера суетности и какого-то веселья.
— Дорогой Александр Александрович, — подошедший атлетически сложенный пожилой человек в очках бережно обнял моего героя, — поздравляю с юбилеем. Вчерашний концерт прошел на «ура». Публика стояла, все были в восторге.
— Спасибо, дорогой, спасибо большое, да, — улыбается Александр Пантыкин, раскрывая в ответ свои объятия.
— Ну, увидимся еще, — убегая, кричит атлет.
И мы, наконец, нашедшие удобное место для беседы, уютно располагаемся на мягкой скамеечке недалеко от раздевалок с десятками (может, и сотнями) разноцветных разноформатных платьев, откуда слышится женский смех и шипение лака для волос.
Личное
Ваш сын тоже работает в театре — это дань семейной преемственности?
— Который? У меня их пятеро. Сергей Александрович Пантыкин — профессиональный режиссер-постановщик музыкального театра и одновременно главный режиссер «Живого театра». Когда-то я мечтал, что он сделает футбольную карьеру, так как у него были к этому хорошие задатки. Он играл в футбольной команде «Уралмаш» и подавал большие надежды. Но жизнь распорядилась иначе — он стал тем, кем есть сейчас. Хотя он пишет музыку, даже пьесы. Словом, на моих детях «никто не отдохнул». Они все по-разному талантливы и выбрали свой жизненный путь самостоятельно. Например, старшая дочь Кристина стала хореографом, второй сын Александр — музыкальным продюсером в Москве, вторая дочка Серафима — окончила Санкт-Петербургскую театральную академию театрального искусства и работает театральным критиком, младший сын Арсений — поступил на 1 курс Свердловского музыкального училища им. П. И. Чайковского на эстрадно-джазовое направление.
А ваши родители пытались приучить вас к музыке и театру?
— Мой отец был режиссером народного театра, который располагался тогда в ДК «Урал» (ныне ЦК «Урал»). Я очень часто ходил на его спектакли, был вхож в артистическую среду, театральную богему города Свердловска, был знаком со многими театральными деятелями того времени. Эта среда была для меня привычной, я находился внутри нее.
Именно благодаря отцу я впервые познакомился с театром. Свою первую музыку я написал для его спектакля, поставленного по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Но путь композиторства я выбрал сам.
Город сейчас активно обсуждает премьеры фильмов, посвященных группе «Queen», «Богемская рапсодия» и Виктору Цою «Лето». Приняли бы вы предложение снять подобное кино о вашем творческом пути?
— Нет, в том виде, в котором сейчас существуют эти фильмы, не хотел бы. Прежде, чем создавать кино, должна созреть идея будущей картины, если ее нет — зачем же тогда снимать? Уровень подобных фильмов о легендарных и знаменитых людях должен быть на порядок выше всех остальных. К сожалению, «Богемскую рапсодию» я не успел посмотреть, основываюсь сейчас только на фильме, посвященном Виктору Цою.
Если эти фильмы вас не вдохновили, что, в таком случае, вдохновляет вас сейчас, откуда берется творческая муза?
— Любую музу нужно уметь вызывать, на то человек и профессионал, что действует не по наитию, а по надобности и в тот момент, когда это необходимо. Сегодня — мир идей, век идей, время идей. Поэтому на вершине успеха и славы те, кто придумал хорошие и яркие идеи. Ведь прежде, чем создавать что-либо — песню, оперу, фильм, — нужно придумать хорошую идею, продумать, о чем она будет, для кого и какую цель несет (словом, определиться со сверхзадачей всего задуманного). Полностью отдавать себе отчет в том, для кого создается творческий продукт и на что он направлен (какова сверхидея всего).
Если же никакая идея не пришла, не надо ничего писать и высасывать из пальца, как сделали авторы фильма о Цое. Яркие идеи изначально делают еще не созданное сочинение выдающимся, уникальным, необычным и свежим. Я работаю (вдохновляюсь) по тому же принципу — сначала идея, потом шедевр.
Прежде, чем создавать что-либо — песню, оперу, фильм — нужно придумать хорошую идею
Думали когда-нибудь над тем, чтобы переехать из Екатеринбурга?
— Мне очень нравится жить и творить в городе Екатеринбурге! Я 10 лет прожил в Москве, мне не понравилось, потом жил в Питере — там понравилось больше, но не настолько, чтобы продолжать там жить. И вот я снова в Екатеринбурге. И с удовольствием здесь живу. Хотя, как композитор и драматург, я могу жить, писать и работать, где угодно. Для меня важно место, которое бы создавало определенную творческую атмосферу, желание писать, создавать и творить.
Каким должен быть кабинет композитора. Есть ли какая-то специальная атрибутика?
— Ничего особенного у меня в кабинете нет. Я люблю порядок, чтобы перед глазами на столе ничего не лежало, все вещи, аккуратно сложенные, лежали на своих местах, чтобы мне не приходилось что-либо искать (будь то документы или ноты). Главная особенность моего кабинета — абсолютный порядок в нем. Для меня важен порядок как в кабинете, так и в голове. Это некая взаимосвязанная система, которая должна быть, чтобы чувствовать себя комфортно.
Вы реалист или творческий выдумщик?
— Я думаю, что я из тех композиторов, которые умело сочетают в себе творческое и административно-продюсерское начала. Например, всем известный образ «дедушка уральского рока» я придумал сознательно — как бренд, чтобы позиционировать себя на музыкальном небосклоне. В написании многих своих произведений я также пользуюсь некоторыми продюсерскими ходами, чтобы на них обратили внимание, и высказанное в них было понято и услышано, произвело на зрителей тот эффект, который я ожидаю.
Наверняка для поддержания «творческого тонуса» вы почитываете художественную литературу?
— Конечно. Например, я работаю в Санкт-Петербурге над произведениями французского драматурга XX века Жана Ануя. Прочитал его пьесы. Решил перечитать чеховского «Дядю Ваню», так как собираюсь писать пьесу для русского театра.
В основном, я перечитываю те книги, которые так или иначе связаны с моими музыкальными и драматургическими заказами. И чтобы полностью погрузиться в тему, я знакомлюсь с художественной литературой и окололитературными материалами.
Вы сравниваете прошлое и настоящее время? Ваши пожелания современной молодежи?
— Нет, не сравниваю, так как считаю, что каждое время имеет свои отличительные черты и поэтому сравнения бессмысленны. Каждый временной промежуток хорош по-своему. А в принципе сейчас люди живут в счастливейшее время, когда им дана возможность развиваться, все открыто и доступно, можно заниматься всем, чем хочется. И нет преград, как, например, в социалистическое время.
А пожелать нашей молодежи хочу следующее:
- Никогда не изменяйте себе.
- Всегда следуйте тому плану, который вы разработали (так как постоянная перемена планов не приведет к успеху).
Есть ли продолжатели вашего творчества?
— Думаю, что это мои дети.
Профессионализм
Практически на всех своих концертах вы исполняете песню «Чего это стоило мне», написанную совместно с Ильей Кормильцевым. Вам лично близка эта песня или вы отдаете дань ушедшему так рано творцу (Илье)?
— Действительно, я часто исполняю эту песню на концертах, в основном, на рояле, так как она и была написана для фортепиано и вокала. Стараюсь играть ее в аутентичном исполнении.
В целом, любые произведения я стараюсь играть так, как они задуманы. Если для этого требуется оркестр — исполняет оркестр, если фортепиано, значит — фортепиано, если гитара, то гитара.
Эта же песня задумана под рояль, поэтому зрители услышат ее исполнение на рояле. Она мне очень нравится, она тревожна и драматична.
Когда я ее пою, всегда заново переживаю утрату Ильи, и песней я мысленно обращаюсь к нему. Его судьба трагична, как и судьба многих поэтов России того времени. Поэтому, наверно, сейчас я наполняю песню уже каким-то новым смыслом. Но всегда адресую ее Илье
25 ноября прошел ваш юбилейный концерт vers.6.0 — что это значит? Почему выбран мультяшный образ на афише?
— Версия 6.0 — в метафорической форме означает 60 лет. Любая программа имеет несколько версий и постоянно обновляется. Чем дольше живет программа, тем большим количеством версий она обрастает. И 6.0 — это некая промежуточная версия, которую впереди ожидает еще много всего интересного.
Что касается мультяшного образа, то так было задумано. И я полностью соответствовал этому образу, появившись в нем на сцене в тот вечер. Конечно, 60 лет мне исполнилось в январе, но юбилейным считается весь год, поэтому совместно с филармонией мы выбрали удобную для всех дату, когда и маэстро свободен, и оркестр в силах играть. Так появилась дата 25 ноября.
Я считаю, что концерт удался и зрителям понравился. Спасибо всем, кто пришел.
Вы до сих преподаете в школе, созданной Евгением Горенбургом для обучения рок и поп-музыкантов? http://rockandpop.ru А еще где-то преподаете?
— Да, периодически я читаю там лекции. Эта школа очень важна и необходима для общего развития и подготовки молодых музыкантов. Там их обучают самым разным направлениям, стилистике, общей музыкальной теории, касающейся не только поп- и рок-музыки, но и джазовой и классической музыки, которая является предтечей рок-музыки.
Потому что современное академическое образование композиторов заканчивается на середине 1960-70-х годов XX века. Но время идет. Все быстро меняется. Об этом на кафедре не говорят и учат композиции только одному направлению — классическому филармоническому, современному, contemporary music. А ведь кроме этого существуют еще джазовая музыка, электронная музыка, рок-музыка, музыка для театра и кино. И всему этому тоже нужно учиться.
Вообще я не преподаю на постоянной основе. Но когда меня приглашают — соглашаюсь. Например, на днях я буду читать лекции в Санкт-Петербургской Театральной академии (СПбГАТИ). Но это пока только тестовый вариант. И я не могу назвать это преподаванием в полном смысле слова, так как пока мой преподавательский уровень — от случая к случаю. И я считаю, что свои знания обязательно нужно кому-то передавать. Другое дело — в какой форме это будет происходить.
Вы очень широко развитый человек. В какой сфере вы планируете развиваться дальше?
— Сейчас я очень серьезно занимаюсь в музыкальном театре. Для этого в 2013 году я окончил театральную академию в Санкт-Петербурге (СПбГАТИ) как драматург. И помимо композиторского образования имею драматургическое. Это дает мне возможность заниматься пьесами и либретто для музыкальных спектаклей, что для меня очень важно.
Я не пишу литературных произведений, но создаю некие драматургические каркасы и сутевую драматургию. Все это я считаю успехом любого музыкального (и не только) спектакля, поэтому драматургии я буду уделять особое внимание и, соответственно, развиваться в этом направлении.
Как вы считаете, все ли вам удалось реализовать, что запланировали, или что-то все-таки осталось незавершенным?
— Две главные цели, кроме некоторых творческих замыслов, я реализовал. А над интересными творческими замыслами я как раз сейчас работаю. Надеюсь, что в 2019 году у меня родятся новые интересные премьеры, которые будут касаться самых разных областей. Например, я буду писать музыку к кинофильму «Перевал Дятлова», на данный момент пишу музыку к мюзиклам для двух петербургских театров, работаю над новыми спектаклями для «Живого театра». Словом, замыслов в моем творческом портфеле много, и все хотелось бы реализовать.
Экспериментируете ли вы в своем творчестве?
— Конечно! Практически каждая моя работа — всегда связана с каким-то экспериментом. Потому что искусство и эксперимент — вещи одного порядка, практически синонимы и всегда идут рука об руку. Ничего хорошего не выйдет, если в творчестве не экспериментировать. Поэтому моя история, прежде всего, — это все-таки креатив, создание чего-то нового.
Так, на моем юбилейном концерте прозвучала мировая премьера — сюита для струнного оркестра и комментатора под названием «Федя и Вика в стране Футболии». Перед глазами зрителей разворачивается некий футбольный матч, а футбольный комментатор объясняет события, происходящие на сцене.
Не исключение и «Живой театр» для малышей. Мы и там стараемся приучать детей к каким-то интересным ходам, раскрываем им новые темы, например, мюзикл «Федя и Вика в стране Футболии». Никто в мире не соединял футбол и искусство — это сделали мы. Наш спектакль «Незнайка в царстве малюток» мы поставили по оригинальной книге русской детской писательницы Анны Хвольсен, у которой Николай Носов позаимствовал образ главного персонажа.
Каждая моя новая работа — это эксперимент
Не все сегодня приучены слушать и понимать такую музыку, посещать театр. Как вы думаете, чем стоит привлекать молодежь к вашей музыке?
— Прежде всего, рассказывать молодым людям интересные и захватывающие истории. Ведь, чтобы чем-то по-настоящему увлечься, надо заинтересоваться. Здесь прекрасным инструментом привлечения станут истории, которые заденут каждого, кто их услышит, потому что каждый найдет и узнает в них себя, свои проблемы, страхи, чаяния, истории, в которых каждый услышит себя и мысленно скажет: «да, это я, это про меня». Если будет больше историй про каждого из нас, неважно, про что и какого жанра, интерес со стороны молодой публики возрастет.
Когда мы узнаем себя и примерим маску лирического героя, невольно мы начнем сопереживать, а значит, интересоваться его судьбой. Так появляется интерес к истории — будь то музыкальное или драматургическое произведение.
Поэтому я всегда пишу свои произведения для людей — для массового зрителя и семейного просмотра. Любое мое произведение всегда обращено к достаточно широкому кругу людей. В некотором смысле мое творчество — это масс-культура, сродни поп-музыке. И если я экспериментирую, то делаю таким образом, чтобы это было понятно зрителю, который смотрит и оценивает увиденное и услышанное.
Профессиональный композитор — должен уметь почти все, то есть владеть технологией в каждом из направлений. Он должен знать, как делается оркестровка для джазового, для симфонического, для струнного оркестров, для хора. Он должен знать инструмент, стили, уметь играть не только классиков, но и современных композиторов. Профессиональный композитор работает и в кино, и в театре, и в музыкальном театре — может развивать свой талант в разных областях и в любой из них будет на коне
Light опера
Вы создали новый оперный жанр — light опера. Что это такое и в чем ее отличие от обычной оперы?
— Об этом уже было много сказано в других интервью, поэтому повторюсь. Жанр появился благодаря переоценке личности и творчества Николая Гоголя, в частности, поэмы «Мертвые души». Из большинства поставленных по Гоголю инсценировок фильмов и сериалов поэмы, слишком мало удачных. Поэтому я решил взяться за произведения, отталкиваясь от личности самого писателя и идя к нему.
Основные особенности light оперы:
- другой драматургический каркас иновый взгляд на Гоголя, как на писателя и личность,
- съедобное произведение (без заумностей и псевдоавангардностей), ориентированное для просмотра разными слоями населения, благодаря использованию метафор и аллегорий,
- близость каждому человеку (в опере любой зритель найдет что-то очень близкое для себя),
- интересное сочетание драматургии и музыкальной драматургии в опере.
Живой театр
Вы — создатель детского «Живого театра» для аудитории 3+. В нем работают ваши родные. Это семейный театр? Какую идею вы хотели реализовать, создавая детский театр?
— Нет, это не семейный театр, хотя в нем участвуют жена и мои дети, но исключительно на тех же правах, что и другие актеры и музыканты. Так, главный режиссер в нем — мой сын, помощник режиссера и администратор — моя дочь, музыку пишет моя жена. Мы находимся в постоянном поиске авторов. Но я всегда руководствуюсь исключительно профессиональными принципами, и детского театра это касается в первую очередь. Потому что все, что создается для детей, в том числе, «Живой театр», требует особого подхода и высокого профессионализма (это касается всех аспектов театра). Здесь очень важна целостная работа команды.
«Жители театра»
Здесь работают только профессиональные артисты, которые окончили Екатеринбургский театральный институт; профессиональные музыканты, в основном, окончившие Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского; профессиональные авторы — проверенные огромным количеством проектов, временем и знающие театральную сферу многие-многие годы.
Каждый артист и музыкант театра проходят жесточайший кастинг и горнило репертуарного театра. Так, театр регулярно ставит каждые выходные и в будни по 3-4 спектакля, а также выезжает в область (передвижной камерный театр). Театр постоянно гастролирует, и не все артисты могут справиться с такими трудными сложными графиками, нагрузками, поэтому отбор достаточно жесткий. Но первоначальный критерий отбора в наш театр — уровень профессионализма, потому что только настоящий профессионал сможет выдержать такое напряжение.
Работать в театре для детей — огромная ответственность, так как дети не прощают фальши, им не нужны высокие размышления и комментарии, им нужен хороший качественный продукт
В нашем театре роли распределены таким образом, что каждый выполняет ту, что наиболее всего у него получается. У кого-то больше выходит писать музыку — пишет музыку, у кого-то лучше получается писать тексты — пишет тексты. Зрители не смотрят на семейственность — они смотрят только на результат.
И в театре есть конкуренция между артистами и музыкантами. В итоге ставится лучшая работа.
«Гости театра»
Гости нашего театра — дети от 3 лет. В будущем мы планируем ставить постановки для тинейджеров, расширять свой репертуар и выходить на новые аудитории — школьные, подростковые. Пока нащупываем почву, ведь для подростков писать сегодня трудно.
Мы сотрудничаем с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. 2019 год намечен у нас как Год театра. Мы отправимся в тур по городам Свердловской области с первым в мире футбольным мюзиклом «Федя и Вика в стране Футболии». Надеемся, чтобы мюзикл, который написан к ЧМ-2018 по футболу, увидят все дети нашего региона. Произведение ориентировано на возраст 3+ и рекомендовано для семейного просмотра.
В театре все построено на важности первого знакомства. Дети должны слышать живую музыку, исполняемую на настоящих инструментах, видеть настоящих артистов, которые «живут» на сцене без микрофонов, чувствовать живой ансамбль или оркестр. В нашем театре запрещено играть и петь под фонограмму — только живое исполнение, только живая игра. Это очень важно.
Играя произведение, мы учитываем специфику нашего зрителя и понимаем, что для многих из них — это первое знакомство с театром, поэтому оно должно быть особенно ярким и приятным.
Первое впечатление от увиденного ребенок пронесет через всю свою жизнь, поэтому очень важно сделать это впечатление позитивным, чтобы дети прониклись игрой и полюбили театр, посещали его всю жизнь.
Сегодня в драматургии для детей огромные проблемы — трудно найти хорошие пьесы для них, поэтому мы вынуждены писать свои, ориентированные на их возраст и интересы. Но детская пьеса — это не упрощение, это меткое попадание в детские проблемы и интересы. И на сцене они должны увидеть то, что будет им понятно и близко.
Детская пьеса — это не упрощение, это меткое попадание в детские проблемы и интересы
Справки
Лайт опера
Новое направление в опере, созданное Александром Пантыкиным во время его работы над личностью и творчеством Николая Гоголя, в частности над его поэмой «Мертвые души». Это жанр, который возник на стыке уже имеющихся, и в нем нет ничего застывшего, все живое и яркое.
Для лайт оперы характерны жанровое смешение, например, оперы, рок-оперы, мюзикла, музыкальной комедии для выражения гоголевской фантасмагории, а также использование большого количества музыкальных инструментов, здесь используются элементы классического балета и современного танца.
Живой театр
«Живой театр» — передвижной камерный музыкальный театр, созданный Александром Пантыкиным 5 декабря 2014 года в Екатеринбурге. Расположен на улице Малышева, 58а.
Особенность театра — исключительно живые артисты, музыка, авторы, звуки и творчество. Аудитория театра — дети от 3 лет.