Улицы Екатеринбурга и деятели Октябрьской революции
автор фотографии памятника Якову Свердлову Владимир Васильев «OГ»
С каждым годам очередная годовщина Октябрьской революции проходит еще незаметней, чем любые другие. Общество практически утратило интерес к революционным событиям и деятелям столь неоднозначного периода русской истории. Можно сказать, что все граждане страны спокойно вошли и живут в периоде мирного сосуществования коммунистических, монархических, религиозных, всех других либеральных идей и ценностей.
В результате такого положения вещей представители различных политических воззрений не получают абсолютную поддержку большинства общества, а значит, не могут навязать оппонентам только свою точку зрения, приступить к реализации тесно связанных с историей проектов, например, вернуть прежние исторические названия городам и улицам, которые были изменены после октябрьской революции 1917 года. Но это совершенно не значит, что нам нужно отказываться от обсуждения подобных исторических вопросов. В конечном итоге, кто-то должен определить - в каком направлении должна течь интеллектуальная река русской истории.
7 ноября в России перестал быть «красным» днем календаря. Главный государственный праздник страны Советов – День Великой Октябрьской социалистической революции ‒ канул в прошлое, больше его честь не организуются ни демонстрации, ни парады. Но свято место пусто не бывает. Власть нашла замену революционному празднику и предложила обществу отмечать другую историческую дату, соответствующую, по ее мнению, современным государственным ценностям.
Так был воссоздан День народного единства, который стал отмечаться 4 ноября, но традиция его празднования (не официального, а действительно народного) формируется настолько медленно, что за пару почти десятков лет (с 2005 года) она не вышла из эмбрионального состояния. Большинство граждан воспринимают этот праздник не более как очередной повод не пойти в будний день на работу. Что касается 7 ноября, то сегодня эта дата (во всяком случае, к такому выводу можно прийти, посмотрев в соответствующий день новостные выпуски на федеральных каналах) не столько годовщина революции, сколько день военного парада на Красной площади 1941 года. Благодаря чему культ Великой Победы вытесняет воспоминания о Великой октябрьской революции. Из-за подобных противоречий нет до сих пор и ответа на важный и очевидный вопрос, а как все-таки нужно воспринимать те революционные события.
Революция 1917 года была для России национальной катастрофой, или стала новой точкой отсчета и продолжением естественной истории российского народа, который благодаря совершенному прорыву и стремлению к новой жизни смог построить великое государство СССР, победил нацистскую Европу, пришедшую на нашу землю с геноцидом и беспощадной войной.
И пока общество не делает серьезных усилий, чтобы разобраться в событиях 1917, 1918, 1919 и т.д. годов, память о тех годах по-прежнему окружает нас в пространстве современных мегаполисов, малых городов, деревень и поселков. На городских улицах и площадях стоят памятники деятелям революционной эпохи. А все центральные улицы главные и площади, по –прежнему называются именами героев революции и гражданской войны. А началось все с того, что Русская революция 1917 года ворвалась в Россию с идей радикального переустройства старого мира, создания на его фундаменте самого справедливого общества в мире. Мира до той поры небывалого, не похожего на все предыдущие эпохи человеческой «предыстории». Но его приходом лишь политические взгляды и трактовки Ленина (или партии большевиков) стали самыми верными и правильными, а всё, что противоречило им - должно было быть уничтожено и напрочь забыто. Об этом они и возвестили с залпами легендарной «Авроры», а потом долго и фанатично утверждали в жизнь с помощью пулемета Максим, винтовки со штыком и маузера. Но как сотворить новую землю и, возможно, новое небо без крови, не разрушив все, что было создано до них? Для этого они решили не просто строить новые заводы на пустырях, большевикам было важно уничтожить и историческую память народа, переименовать города и улицы, взорвать храмы и памятники старой эпохи, чтобы у народа после этого уже никогда не было возможности вернуться в свое естественное историческое прошлое.
Так на карте новой страны появились города Киров, Молотов и Чкалов, Свердловск. В честь вождей, героев и деятелей революции провели массовое переименование старых проспектов и улиц. Так вместо улиц с благостными названиями типа Успенская или Вознесенская появилась улица Леонида Вайнера и Антона Валека.
С того времени прошло уже более ста лет, но топонимика современного Екатеринбурга – крупной региональной столицы со своими моллами, небоскребами и насыщенной ночной жизнью – мало чем отличается от топонимики того советского Свердловска – промышленного гиганта, при этом закрытого для посещений иностранцев и поражавшего столичных гостей серостью своего облика и мрачной замкнутостью жителей. («А вообще гнусно. И город, и народ, и все. За это время ни разу не посмеялся, ничего не произошло, даже песни не пою и не пишу» ‒ из письма Владимира Высоцкого своей жене Людмиле Абрамовой. Свердловск, февраль 1962 г.).
И если власти обеих российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга – в течение 1990-х годов осуществили масштабное «обратное» переименование – вернули на карты своих городов исторические, дореволюционные названия площадей, улиц и переулков, то руководство Екатеринбурга (бывшего Свердловска) этими вопросами практически не занималось. Толи ему не хватило для этого политической воли, толи было жаль для этого казенных денег. А может быть просто руководствовались принципом: «Не стоит будить лихо пока оно тихо»! Так что советские названия по-прежнему преобладают не только среди кварталов Уралмаша, Химмаша или Втузгородка, но и доминируют в центральной части уральской столицы. А современные горожане, проезжая по Малышева или Шейнкмана, прогуливаясь по Антона Валека или пешеходной Вайнера, не обращают внимание на то, в честь кого и за какие заслуги названы эти центральные улицы нашего города.
Леонид Вайнер и Антон Валек
Одно из излюбленных мест прогулок екатеринбуржцев и гостей города – шумная торговая улица Вайнера, екатеринбургский «Арбат». До революции она была известна как Успенская, благодаря церкви Успения Божьей Матери в Ново-Тихвинском монастыре, близ которого улица заканчивалась. Сейчас о тех временах напоминает разве что «храм потребления» ‒ торговый центр «Успенский», расположенный неподалеку от пересечения Вайнера с главным городским проспектом, носящим, само собой, имя вождя мирового пролетариата. А на пересечении с улицей Малышева (когда-то – Покровский проспект) находится бар «Американка», ставший центром притяжения для болельщиков со всего мира в дни футбольного мундиаля-2018.
Между Ленина и Малышева лежит улица Попова (во времена Леонида Вайнера – Симановская). На углу Симановской и Успенской стоял (и теперь стоит) дом купца Телегина, где в начале XX века располагалось представительство страхового общества «Россия». Здесь в качестве страхового агента работал (и одно время жил) Леонид Исаакович Вайнер – «товарищ Вайнер» ‒ член партии большевиков со времен Первой русской революции 1905 года.
Вообще Вайнер до революции успел потрудиться на многих поприщах: не только в страховом обществе, но и в шахте, и на типографии. В шахте в результате несчастного случая он получил серьезную травму позвоночника, а в типографии заработал туберкулез. Но главным призванием сына ремесленника из Казани и выпускника Екатеринбургского реального училища стала революционная борьба с царизмом.
По некоторым данным, уже в декабре 1905 года он принимал активное участие в Мотовилихинском вооруженном выступлении радикальных революционеров под Пермью. Однако, очевидно, из-за слабого здоровья Вайнер плохо годился на роль боевика, зато даром убеждения, по-видимому, обладал незаурядным, иначе большевистская партия не доверила бы ему роль агитатора-пропагандиста. Пока большевики были на нелегальном положении, Вайнер излагал суть ленинской платформы на собраниях рабочих кружков, а когда грянул семнадцатый год, стал выступать на митингах, примеряя на себя роль того самого (из стихов Маяковского) «горлана-главаря».
Революционный агитатор тех лет должен был обладать не только даром слова, умением убеждать, но и большой личной харизмой, а заодно и незаурядным личным мужеством. Во-первых, серьезную конкуренцию ему составляли представители многочисленных альтернативных политических направлений, боровшихся за народные умы и сердца, а, во-вторых, шумящая народная масса, которую оратор, подобный Вайнеру, стремился покорить, обуздать и повести за собой, вполне могла непонравившегося агитатора просто побить – и это еще в лучшем случае.
Но Вайнера не побили; наоборот, есть основания полагать, что многие рабочие Красного Урала верили ему и шли за большевиками.
Уже в течение 1917 года Уральский промышленный район стал одним из оплотов радикальных левых. Буквально на следующий день после Октябрьского переворота в Петрограде Екатеринбургский Совет, где уже преобладали большевики, взял всю полноту власти в городе в свои руки. Так Вайнер стал советским чиновником – если последнее скучное слово вообще применимо к тем бурным месяцам. Как бы то ни было, после Октября он успел поработать секретарем исполкома Екатеринбургского Совета, а затем членом и секретарем Уралобкома РСДРП(б), вскоре переименованной в РКП – Российскую коммунистическую партию.
В 1918 году в стране развернулась полномасштабная Гражданская война. Урал в этот период стал одним из решающих полей ее сражений. В конце мая в Челябинске восстал Чехословацкий корпус, ставший на какое-то время ударным отрядом антибольшевистских сил (историки, как правило, считают именно восстание т.н. «белочехов» началом Гражданской войны в России). В июле белочехи атаковали Екатеринбург (что ускорило кровавую трагедию в доме Ипатьева).
Вайнер, к счастью для нас, не имел отношения к убийству царской семьи. В те дни, когда оно готовилось и совершалось, он был уже сражался на фронте.
За три дня до сдачи Екатеринбурга белым Леонид Вайнер погиб в бою под станцией Кузино. Ему было всего 39 лет. Возраст очень почтенный для мучеников и фанатиков революции.
Улица Вайнера в Екатеринбурге стыкуется с улицей Антона Валека (когда-то она именовалась Большой Съезжей).
Антон Валек был сыном польского рабочего, который волей Петроградского Совета в 1918 году оказался на Урале. Его роль в убийстве царской семьи в разных источниках описывается по-разному. Где-то рассказывается о том, что он практически стоял рядом с Яковом Юровским, а где-то (что исторически, конечно, правдивей), что он не имел никакого отношения к Ипатьевской трагедии. Факт заключается в том, что, безусловно, Антон Валек в страшный июльский день не присутствовал в доме на Вознесенской горке. Судьба выбрала для него другой путь.
Летом 1918 года Екатеринбург был занят антибольшевистскими силами. Сторонники Советской власти боролись за конечную победу. В декабре 1918 года Антон Валек был направлен на подпольную работу в столицу Красного Урала.
В конце концов, он был схвачен и судим (если это можно назвать судом белогвардейской контрразведки).
В апреле 1919 года на «Васькиной горке», близ Верх-Исетского завода, Антон Валек был казнен непримиримыми противниками новой жизни, за которую боролись и отдавали жизни большевики. Белогвардейцы зарубили его шашками.