Зачем новгородцы призвали в правители Рюрика
Б. Чориков. Рюрик, Синеус и Трувор принимают послов славянских, призывающих их на княжение «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках»
В XVIII веке учёный немецкого происхождения Август Людвиг Шлёцер, член русской Академии наук, тщательно изучив древнерусские летописи, написал труд, в котором утверждал, что до половины IX века, то есть до прихода на Русь варягов и Рюрика, на обширных пространствах русской равнины— от Новгорода до Киева и дальше по всему Днепру, куда ни глянь, направо и налево, всё было дико и пустынно, накрыто мраком, жили люди, да не как люди, а как звери, подобно диким зверям и птицам. И только когда появились в этих землях дружины викингов, была создана основа для государственности славян.
поселение славян-вятичей
Подтверждение своей точки зрения Шлёцер нашёл в Повести о начале Русской земли, в которой летописец Нестор именно так описал жизнь славян до христианского периода, что «жили они звериным образом, скотски» в лесах, как звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще родом своим».
Так из-за утверждений летописца Нестора и одного из авторов норманской теории Шлёцера, что русь и варяги являлись скандинавами, многие знаменитые российские историки согласились с такой трактовкой русской истории.
Естественно, у таких воззрений нашлись оппоненты, которые стали отстаивать позицию, что такой взгляд на русскую историю является упрощённым.
Древнерусское государство, по их мнению, сформировалось благодаря социально-экономическому и политическому развитию славянского населения. Что варяги в тот период находились на таком же уровне развития, как и славяне, и первые государства у скандинавов так же, как и у славян, возникли лишь в IX-X веках.
Более того, историю восточных славян (или предков русских) правильнее всего отодвинуть вглубь, на пару веков, а не отталкиваться от периода их освоения русской равнины, на который делает акцент летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, который сильно преувеличил «звериный нрав» предков русских.
соседская община Древней Руси
При этом никто из учёных не отрицал, что у славян был такой период, когда они жили в маленьких поселениях, в простых углублённых в землю жилищах— полуземлянках. В углу которых располагалась печь, топившаяся по –чёрному—без дымовой трубы.
Им незачем было создавать более сложную и удобную инфраструктуру, так как обжитое место нужно было часто покидать из-за истощения возделываемых полей. Но не жили они в одном месте не из-за любви к странствиям, а потому, что им нужно было постоянно отвоёвывать все новые и новые участки пашни у леса.
В процессе осуществления земледельческой колонизации огромных территорий славяне сами создали самобытную культуру, эффективные государственные институты, способные им обеспечить пропитание и защищать от врагов.
У древних славян были свои князья и боевые дружины, строившие для своего племени укреплённые поселения, в которых в случае угрозы, могли укрыться земледельцы. Окружённые земляными валами и рвами такие укрепления получили название городище.
Из небольших первобытных родовых объединений во главе со старейшинами позднее у славян появились более крупные политические образования, а на месте их расселения — большие и малые города.
В итоге в результате общественного развития возникли политические союзы: полян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских словен, волынян, северян, уличей, тиверцев, и других.
Главные города славян имели возможность выступать инициаторами призвания на службу князей и ратных людей, а Киев и Новгород демонстрировали стремление к созданию единого общерусского союза.
И здесь важно напомнить, что в VII веке, рядом со славянами, в южно –русских землях, на привольных степях по берегам Волги и Дона находилась огромная азиатская орда, или хазары— кочевое племя тюркского происхождения.
У них были свои города, в которые они переезжали на зиму с летних кочевий. В VIII веке династия хазарских каганов со своим двором приняла иудейство. И с половины VIII века хазары стали посредниками живого торгового обмена между балтийским Севером и арабским востоком.
В VIII веке хазары покорили и обложили данью племена восточных славян, живших близко к степям, полян, северян, вятичей. Но как описано в русских летописях, хазарское иго для днепровских славян было необременительным и нестрашным. Славяне получили от него свою большую выгоду.
торговля с кочевниками
Благодаря налаженному взаимодействию с хазарами, славянские купцы имели возможность через обжитые хазарами степные и речные дороги за пошлину в 1 десятину провозить товары к черноморским и каспийским рынкам.
И тому есть реальные документальные подтверждения. Так, арабский географ IX века Ибн Хордадбех, современник Рюрика и Аскольда писал в то время, что русские купцы привозили свои товары из отдаленных мест своей страны к Чёрному морю, в греческие города, где византийский император брал с них торговую пошлину (десятину), а потом уже по Дону и Волге спускались к хазарской столице, где властитель Хазарии тоже брал с них пошлину (десятину), а потом купцы уже через Каспийское море, и далее на верблюдах шли на арабский Восток, вели торговлю в Багдаде, где их и лично встретил Ибн Хордадбех. По его мнению, товары русских купцов — меха и франкские мечи— пользовались огромным спросом в странах ислама.
И все эти описываемые события происходили на несколько десятков лет раньше до появления в Новгороде варяжского князя Рюрика с родными братьями!
Картина С. В. Иванова «Торг в стране восточных славян»
Многие очевидцы тех событий сильно удивлялись такой активности русских купцов. Как они смогли за такое короткое время наладить разносторонние торговые контакты для ведения зарубежной торговли с берегов Днепра и Волхова.
Таким образом, благодаря экономической активности славян, эффективной реализации земледельческого и охотничьего типа хозяйствования, успехам во внешней торговле, в VIII веке на русской равнине, на путях ведения внешней торговли появились города: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк.
Практически все они протянулись длинной цепью по –главному речному пути «из Варяг в Греки» по линии Днепра-Волхова.
И лишь ряд других, таких как Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов на Волге, разместились к востоку от главного торгового направления русской торговли, как ее восточные форпосты на фланговых направлениях к Азовскому и Каспийскому морям.
границы Хазарского каганата до IX века
Но в начале IX века хазарское величие пошатнулось, так как у них в тылу появились орды печенегов и узов-торков. Хазары пытались отбиться от них, бросились строить крепости, но и это им не помогло.
После хазар в сражения с печенегами вступили славяне. Но печенегам удалось близко подойти к Киеву и перекрыть внешнюю торговлю, отрезать среднее Поднепровье от черноморских и каспийских рынков.
Так, в Повести о начале Русской земли есть упоминание, как дружинники Рюрика Аскольд и Дир в 867 году избили множество печенегов.
Другим смертельным врагом Древней Руси в тот период были Чёрные болгары. Сохранилось свидетельство, что в 864 году в войне с ними погиб сын Аскольда.
Таким образом, когда Хазарская власть ослабла, исчезли и гарантии русским купцам на ведение внешней торговли.
К середине IX века для славян сложилась новая геополитическая реальность, нужно было самим взять под контроль все главные торговые пути, обеспечить защиту городов и окружающих их территорий. Военная опасность от внешнего нападения заставляла жителей активно вооружаться, строить и укреплять стены, приглашать на службу ратных людей, способных воевать с кочевниками.
Именно поэтому в Повести временных лет в тот период появляются многочисленные упоминания о присутствии варягов в русских городах, которые вместе со славянами обеспечивали их безопасность.
Как известно, призвание князей на службу – древняя новгородская традиция. На вече или народном собрании новгородцы решали, кому у них быть князем, какими государственными функциями он должен быть наделен, как обязан «судить и рядить».
На собрании также решали как князю «кормиться самому и кормить свою дружину», собирать дань с подвластных городу жителей соседних территорий.
Как написано в «Повести временных лет», после очередной межплеменной усобицы представители чуди, ильменских словен, кривичей собрались и приняли решение — поискать себе князя за морем, который бы владел ими и судил по ряду, по праву. После отправили гонцов к варягам, которые себя называли тогда русью.
Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», список Лаврентьевской летописи, 1377.
Посланцы приехали к варягам и сказали им слова призвания, ставшие русской легендой: «Земля наша велика и обильна, но наряду (порядка) в ней нет. Придите княжить и владеть нами».
После обращения три родных брата варяга перебрались княжить на славянские земли. Старший из них Рюрик, сел на княжий престол сначала в Ладоге, потом в Новгороде у словен, его брат, Синеус—в Белоозере у веси, а третий, Трувор, — в Изборске у кривичей.
Князь Новгородский Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России»
Согласно летописи, случилось это событие в 862 году, которое стали считать годом основания Древнерусского государства. Но по сведениям византийских источников, русь (Рюрик) с дружинниками еще летом 860 года осадил Царьград. В этом историки нашли противоречие в указанных датах.
В древнескандинавских языках слова с корнем ротс/рос означали гребцов, участников похода на гребных судах.
Когда греки впервые увидели скандинавов, то услышали «рос». С тех пор они стали называть славян росами, а Русскую землю— Росией или Россией.
По прошествии 11 веков, можно предположить, что именно слаженные действия Рюрика и его дружины помогли одной части славянских князей получить значительное военное преимущество над правителями других славянских племён.
Это стало решающим фактором для создания только одного русского государства, а не двух и более государственных образований славян, как это могло получится без него, например, у полян со столицей в Киеве, или у словен со столицей в Новгороде.
Может именно в этом и есть главное историческое предназначение новгородского князя Рюрика, основателя правящей на 7 веков великокняжеской династии русских правителей.